Семья, здоровье и благополучие    


Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры

Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры

Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры

Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;

На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу) ;
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем) ;
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой) ;
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами) ;
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате) ;
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате) ;
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

Надувать мыльные пузыри;

Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.

«Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке « Стихи-болтушки » ( Ozon , Лабиринт , My-shop ) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».
  • 7. Чтение книг

    Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

    Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

    8. Сюжетно-ролевые игры

    Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

    Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

    9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

    Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

    Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

    Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

    10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

    Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

    Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

    Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

    Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие — «Альбом по развитию речи для самых маленьких» ( Ozon , My-shop ). О нем я уже немного писала раньше здесь.

    На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

    На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .

    Как научить ребенка говорить “мама”: игры и методики для развития речи детей в 1 год и до 2 лет

    С самых первых дней своей жизни малыш слышит звуки человеческой речи. Постепенно он начинает улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, понимать смысл сказанного. Для развития речи ребенка до года очень важно то, как мама разговаривает со своим малюткой, ведь именно звуки ее голоса становятся самыми первыми, которые слышит ребенок после рождения.

    Краткие нормативные показатели

    В 1-2 месяца младенец еще не понимает слов, которые ему говорят. Он спит и только вздрагивает от резких звуков. К 3-м месяцам ребенок уже может «отвечать» на обращенную к нему речь улыбкой, а чуть позже, месяцам к 5-6, пытается гулить – в это время можно начинать учить его, что значит то или иное слово. Каждую прогулку, кормление, умывание, игру можно озвучивать словесно. Так малыш будет набирать свой первый словарный запас. Сначала он начнет понимать значение каждого слова, а примерно к возрасту 10 месяцев научится и сам выговаривать простенькие слова: «мама», «папа», «баба», «на!» и тому подобное.

    Родителям нужно как можно больше разговаривать с крохой во время любых действий по уходу за ним. Почаще говорите ему простые ласковые слова, рассказывайте стишки, народные потешки, пойте детские песенки. В течение первого года жизни ваш малыш запоминает огромное количество слов, и именно из них сформируется его будущая речь.

    Чтобы ребенок постепенно научился говорить, ему необходим постоянный эмоциональный и вербальный контакт. Маме желательно объяснять малышу, чем она занимается, петь ребенку песенки и сопровождать занятия с малышом ритмичными стишками

    Развитие речи у детей от 3 до 6 месяцев

    Развитие речевых навыков ребенка раннего возраста происходит в несколько стадий. Так, в 3 месяца малыш уже хорошо фиксирует взгляд на предмете, может некоторое время лежать на животике, поворачивая головку, чтобы разглядывать все вокруг себя. Сейчас можно показывать ему различные предметы, класть перед ним игрушки, четко проговаривая их название. Надо стараться выговаривать простые слова нараспев, ласковым спокойным голосом, слегка растягивая гласные звуки под ударением.

    В возрасте 4 – 5 месяцев дитя живо радуется игре «коза рогатая». Движения руки, изображающей «козу», сопровождайте ласковыми мелодичными словами в рифму. Можно взять кроху на руки и поиграть с ним в «лошадку». Стишок сопровождается подпрыгивающими движениями, изображающими катание на лошади: «Мы поскачем, скачем, скачем, скачем на лошадке! Мы смеемся, а не плачем, все у нас в порядке». Стишок рассказываем в такт «подскакиваний».

    Можно показать ребенку несколько упражнений, готовящих органы речи к своей основной функции, затем побуждать малютку к их повторению, например:

    1. Высунуть язык, поводить им из стороны в сторону, свернуть язык в трубочку.
    2. Надувая щеки, поделать дующие движения (как будто сдуваем пушинки у одуванчика, кстати, летом на прогулке пушинки можно сдувать вместе с ребенком в реальности).
    3. Попробовать достать языком кончик носа.
    4. Вкладывать в ручку малыша различные предметы («На!»), а потом просить их: «Дай!», одновременно забирая предмет обратно. Так кроха научится понимать значение этих коротеньких слов.

    Протяжно и ласково произносите гласные звуки, побуждая ребенка к ответу. Малыш будет рад любому общению, как любой игре.

    Малыш имитирует поведение взрослых, поэтому мама может показать своему чаду доступные для него простые логопедические упражнения – он повторит их без всяких просьб

    Учим говорить ребенка от полугода до 1 года

    Начиная с 6 месяцев, кроха осваивает произнесение простых слогов, лепечет. Примерно в этом возрасте обычно произносится по слогам первое слово «ма-ма». Знает свое имя, поворачивает головку, когда его зовут, знает названия игрушек, предметов домашнего обихода. Если спросить у него: «Где зайка? Где мишка?», смотрит в нужном направлении. В это время нужно побольше общаться с ребенком, постепенно приучая его к звучанию коротких слов, состоящих из 1-2-х слогов, отвечая на его лепет.

    В возрасте 7-8 месяцев ребенок уже умеет сидеть, он с радостью воспримет игру в ладушки, в сороку, которая варила кашку. Все действия по уходу за малышом, все игры с ним необходимо проговаривать. Например, купая его, можно рассказывать стишок: «Чистая водичка умоет маме личико, бабушке – ладошки, а ножки – Антошке!»

    Теперь уже можно поиграть с ним в «ку-ку». Закрыв лицо руками, мама спрашивает: «Где мама?» а снова показавшись малышу, говорит: «Ку-ку!». Кроха будет реагировать радостным визгом, и вскоре сам научится прятаться и выглядывать.

    Много пользы для развития речи принесут игры, в которых называются части тела. Можно показать ребенку, где у куклы глазик, где головка, где животик, где ножка, громко и отчетливо называя их. Дальше предложите малышу показать, где у него глазки, где ушки, носик, потом – где у взрослого.

    Игры для развития речи детей от 1 года до 2-х лет

    Развитие речи в раннем детстве зависит от того, как с ребенком разговаривают и играют родители (подробнее в статье: как можно научить ребенка разговаривать в 3 года?). Если с малышом много занимаются, в 1 год он уже не только будет понимать обращенную к нему речь взрослого, но и сам сумеет произносить коротенькие слова. «Баба, дай! Папа, на!» – подобные фразы ему уже вполне по силам. Кроме того, сразу после 1 года малыш учится ходить, а возможно, даже уже и ходит самостоятельно. Одновременно с обучением ходьбе продолжайте расширять активный и пассивный словарный запас крохи. Например, помогая ему делать первые шажки, приговаривайте в такт ходьбе: «Раз, два, три, четыре, Лялю мы ходить учили. Раз, два, три, четыре, пять – ходит Лялечка опять!»

    Можно придумать для своего сынишки или дочурки множество развивающих речь игр, например:

    1. Игры на развитие интонации. Поставьте перед ребенком игрушечного котенка и льва, пусть он попробует изобразить методом изменения тембра голоса, как пищит котенок и как рычит лев.
    2. Показывайте малышу какую-нибудь часть игрушки из-за ткани (колесо от машинки, голову собаки), просите его говорить, что это за игрушка. Услышав ответ, дайте ребенку игрушку и предложите изобразить голосом, как она делает.
    3. С года до двух лет пришла пора показать малютке детские книжечки с крупными цветными картинками. Лучше всего, если это будут русские народные сказки, смысл которых понятен для ребенка – «Колобок», «Репка». Рассматривайте картинки вместе с ребенком, пусть он назовет, какой персонаж на какой картинке изображен, что он делает: кушает, спит, играет и так далее. Потом почитайте ребенку вслух медленно, с выразительной интонацией.
    4. Спрячьте какую-либо игрушку и предложите крохе ее найти. Только прячьте недалеко, чтобы ребенок не слишком долго искал, не то он может устать и расстроиться. Игра должна доставлять положительные эмоции.

    Детские книжки – отличный помощник для мамы, поскольку они помогают сформировать словарный запас, обогащают эмоциональное восприятие ребенка

    Игры на развитие мелкой моторики

    На втором году жизни имеет значение развитие движений пальчиков, так как известный педиатр Евгений Комаровский доказал тесную взаимосвязь развития речи детей в раннем детстве с развитием мелкой моторики пальцев (рекомендуем прочитать: основные методики раннего развития детей от 0 до 3 лет). По его методике развить пальчики малыша можно посредством следующих игр:

    1. Предложите малышу закрыть глазки, и дайте ему в ручки какую-нибудь игрушку. Пусть он на ощупь угадает, что это.
    2. Собирайте вместе с ним простой конструктор: кораблик, домик, деревце.
    3. Можно дать малютке прищепки для белья и кружок из картона, и научить его делать с их помощью «солнышко».
    4. Пусть ребенок попробует нанизывать кольца на шнур. Если малыш легко справляется с задачей, замените кольца крупными пуговицами.
    5. Пришла пора научить своего годовалого сына или дочку, как застегивать большие пуговицы или шнуровать ботинки, пусть дитя тренируется – этот навык в дальнейшем очень пригодится ему в детском саду. Посмотрите еще больше игр и занятий с ребенком от 1 года.

    Не стоит волноваться, если ваш ребенок начнет говорить позже других детей, его ровесников (рекомендуем прочитать: видео-уроки о том, как научить ребенка говорить букву Р). Родители должны помнить, что у всех детей речевые навыки развиваются по-разному. Один ребенок в 2 года уже вовсю рассказывает стихи, а другой после двух лет только-только начинает произносить первые слова (см. также: нормальное развитие ребенка в 2 года и 2 месяца). Узнайте больше о развитии детей с 1 года до 2 лет. Не требуйте от ребенка того, что для него пока рано – всему свое время!

    Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры.
    статья (младшая группа) на тему

    Рассказано о том, как развивать речь ребенка 1-2 лет, нормы, приведены упражнения и игры.

    Предварительный просмотр:

    Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры .

    Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

    Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

    Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

    • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
    • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных — «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
    • выражает эмоции интонацией;
    • обозначает слогами предметы и действия;
    • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

    Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

    От чего зависит развитие речи

    Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов , включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

    1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
    2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
    3. Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
    4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

    Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

    Как развивать речь ребенка

    Родители , перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

    • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
    • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после умения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
    • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

    Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

    Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

    Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры

    Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

    Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

    Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

    • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
    • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
    • выражает эмоции интонацией;
    • обозначает слогами предметы и действия;
    • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

    Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

    От чего зависит развитие речи

    Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

    1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
    2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
    3. Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
    4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

    Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

    Как развивать речь ребенка

    Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

    • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
    • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
    • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

    Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

    Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

    Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

    1. Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» — всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
    2. Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
    3. Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят — наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице — «гулять».
    4. Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки — это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость — она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее — нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить — подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
    5. Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
    6. Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

    Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

    Игры для развития навыка говорения

    Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

    • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать — «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал — повторял звуки и слоги.
    • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
    • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

    Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент — он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя — подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом — лучший способ понять своё дитя.

    Как развивать речь ребёнка в 1-2 года: нормы, игры и упражнения для раннего возраста

    Речевые навыки у ребенка начинают развиваться с самого раннего возраста. В первые несколько месяцев кроха физиологически не способен разговаривать, поэтому крик и плач являются основной формой его коммуникации с родителями. Первое что он умеет – это различать звуки и голоса близких ему людей. После полугода появляется лепет, и только ближе к году – первые слоги. Каждый этап развития речи у детей от 1 до 2 лет должен проходить при непосредственном участии родителей. Ведь такая помощь, поможет малышу быстрее освоить язык общения.

    Нормы речевого развития в 1-2 года

    Чтобы научить годовалого малыша правильно разговаривать, да еще с интонацией, родителям нужно приложить максимум усилий и терпенья. Ведь маленький «вундеркинд» только учится понимать, что каждый предмет имеет свое название и к нему нужно обращаться определенными фразам.

    Развитие речи ребенка происходит постепенно, от начала формирования артикуляционного аппарата и до произношения первых слов.

    На 1 году жизни малыш уже должен показывать следующие навыки:

    • повторять за взрослыми и произносить от 2 до 4 простых слов. Отвечать взаимностью на задаваемые ему вопросы или просьбы. Например, слово «дай» ребенок пока не готов сказать, но он легко ответит «на»;
    • понимать какие предметы нарисованы на картинке (животные, люди, персонажи из мультфильмов), а также воспроизводить их вслух. Показав ему собачку, он произнесет звук: «ав»-«ав»-«ав», на кошку скажет протяжным слогом – «мя»-«у»-«у». В его фразах еще будет присутствовать лепет, но по мере взросления речь ребенка становиться более качественной и понятной для родителей.
    • К 1,5 годам, словарный запас малыша может насчитывать от 20 до 40 слов. Он уже осмысленно говорит и даже понимает значение своих предложений. В его речи проявляется интонация и выраженные эмоции.

    Факторы, влияющие на развитие навыка говорить

    На развитие речи ребёнка влияют несколько факторов:

    • На разговорный компонент особое влияние оказывает эмоциональная связь между ребенком и родителями. Присутствие рядом близких людей (родители, бабушка, дедушка), благотворно сказывается на развитии речи малыша, которому исполнился год. Поэтому в этом возрасте важны любые потребности в общении, вербальные, невербальные, а также игры для развития речи.
    • Развитие мелкой моторики. Для того чтоб ребенок начал учиться разговаривать в 1 год, необходимо развивать пальчиковые игры и тактильные ощущения.

    • Формирование речевого аппарата. В 1-2 года словарь активно пополняется, ребенок начинает учиться выстраивать первые простые предложения. Что касается количества выговариваемых слов, то какой-то единой нормы нет. Все дети развиваются индивидуально, и часто упоминаемая норма в 300 слов не может считаться обязательной. Кто-то из малышей в запасе имеет сорок словоформ, а кто-то использует больше пятисот слов.

    Если малыш развивается нормально, то переживать относительно слабого словарного запаса не стоит.

    Как развивать речь ребёнка

    Развивать речь ребенка в 1 год и 3 месяца совершенно необходимо. Однако не стоит забывать, что родителям надо придерживаться правил речевой культуры. Ведь ребенок будет учиться копировать их выражения и интонацию.

    Основные правила, которых должны придерживаться взрослые:

    • После года ребенок прекрасно понимает обращенную к нему речь и начинает разговаривать коротенькими словами. Но к обучению фраз необходимо переходить только после изучения открытых и закрытых слогов.
    • Упражнения следует подбирать по возрасту малыша. То есть, они должны соответствовать его физическому и психическому развитию, чтобы кроха не потерял интерес к игровым заданиям. Ведь то, что получается у ребенка в 1 год и 8 месяцев, другим, тяжело дается проговаривать даже в 1 год 10 месяцев.
    • Все упражнения, проводимые с детьми возрастом от года до двух не должны быть навязчивыми и длительными. Ведь чрезмерная перегрузка игровыми забавами, направленными на освоение разговорного навыка может отрицательно сказаться на их здоровье и общем развитии. Психологи считают, что длительность развивающих занятий не должна превышать 10-15 минут, этого времени достаточно для детей такого возраста.

    Ежедневные занятия: 5 простых упражнений

    Для того чтобы развить память и мышление, ребенку нужно совершенствовать свой речевой навык. Много пользы принесут ежедневные упражнения.

    1. Можно поиграть с ним в прядки. Например, мама прячет лицо руками и говорит малышу: «Где же мама?», затем открывает, и произносит: «Ку-ку». Крохе будет интересно наблюдать, он будет визжать, радоваться, смеяться, а со временем и сам научится играть в прятки.
    2. Чтобы дети лучше понимали функцию речи, родители должны выражать свои эмоции звуками. Например, своё недовольство либо разочарование произносить как «эх», «ай», «ой-ой», удивление – «вау», радость – «ура-а-а».
    3. Проговаривать название предмета только когда он находится в поле внимания детей. В полтора-два года малыши понимают, о чем идет речь, поэтому старайтесь как можно больше общаться.
    4. Показывайте детские книги и цветные раскраски, пускай он называет персонажей, показывает отличия предметов.
    5. Во время купания, перечисляйте, какими игрушками он играет. Когда кушает, что держит в ручке, называйте объекты, на которые он показывает пальчиком.

    Главное – говорить медленно и с выразительной интонацией, чтоб ребенок лучше воспринимал свои действия.

    Игры для развития речи у детей от 1 до 2 лет

    Есть множество методических рекомендаций для развития речи ребенка в промежутке возраста 1-2 года. Рассмотрим несколько логопедических игр для девочек и мальчиков, которые пополнят их словарный запас.

    • Игры с игрушками животных для развития интонации. Показав малышу кошку, медведя или собаку, объясните вслух, что это за животные и как они говорят. Например, «что делает медвежонок – рычит, киса – мяу, собачка – гав-гав». Дети любят подражать взрослым, поэтому будут стараться выговаривать услышанные слоги и звуки, изменяя тембр своего голоса.
    • Подбирайте иллюстрации и разрисовки с большими изображениями, на таких картинках малютке легче запомнить любимые персонажи. При чтении детских сказок, например, «Сорока-белобока», «Колобок», поясняйте малышу, какой герой изображен, что он делает, и обязательно просите повторить услышанное. Так Вам будет легче учить ребенка говорить, сначала простые слоги, а затем и сложные по конструкции предложения.
    • Детям от года до двух желательно усложнять задания. Покажите своему чаду какую-либо игрушку на картинке, а потом попросите найти такую же в манеже, среди прочих других забав. Если кроха не умеет говорить название предмета, который он ищет, то задача родителей – подтолкнуть к говорению.

    Игры на развитие мелкой моторики

    На первом году жизни ребенка очень важно развивать мелкую моторику пальцев рук. Даже известный педиатр Комаровский в своих публикациях и видео, отмечает тесную взаимосвязь между движениями пальчиков и развитием речи в раннем возрасте у детей. Существуют разные методики, в большей степени это игры, поэтому остановимся на некоторых них:

    • Развиваем тактильные ощущения. Этот навык появляется у детишек одним из первых. Положите под одеяло игрушку и предложите малышу угадать спрятанный предмет.
    • Покажите малютке, как собирать пазлы, простой конструктор, пирамидки, а затем предложите самостоятельно справиться с этой задачей.
    • Можно вырезать кружок из картона и с помощью карандашей попросить выложить «солнышко»
    • Пускай малыш учится нанизывать кольца, если занятие ему дается легко, можно поменять их на мелкие бублики.

    Психологи считают, что в два года в словарном запасе ребёнка должно насчитываться около 50 слов. Это считается нормой для детей такого возраста. Но бывает, что малыш понимает значение, о чем идет речь, но не говорит. Возможно, что такая ситуация вызвана задержкой речевого развития. И причин может быть много: нарушения слуха, интеллектуального развития, повреждение центральной нервной системы, психических процессов. Но точно установить причину должен только специалист – логопед.

    Читать еще:  Аллохол для похудения

    
    Лечение трофических язв в домашних условиях

    Лечение трофических язв в домашних условиях Лечение трофических язв в домашних условиях Все о варикозе: симптомы, диагностика, лечение Как ухаживать за ногами Трофические язвы нижних конечностей:...

    16 05 2024 15:18:10

    Глаукома: лечение лазером, стоимость, отзывы

    Глаукома: лечение лазером, стоимость, отзывы Когда нужна лазерная операция при глаукоме? После очень долгого перерыва встретился с двоюродной сестрой,...

    15 05 2024 5:30:35

    Коррекция вросшего ногтя с помощью скоб и пластин

    Коррекция вросшего ногтя с помощью скоб и пластин Коррекция вросшего ногтя с помощью скоб и пластин Эффективное лечение вросшего ногтя пластинами Лечение вросшего ногтя пластинами и скобами носит название...

    14 05 2024 19:27:34

    Совместимость АЦЦ и Эреспала

    Совместимость АЦЦ и Эреспала Совместимость АЦЦ и Эреспала Совместимость Эреспала и АЦЦ Кашель – симптом, сопровождающий почти каждое воспаление дыхательной системы. По статистике 20%...

    13 05 2024 4:45:55

    Описание и фото рака челюсти: его причины, симптомы и способы распознавания

    Описание и фото рака челюсти: его причины, симптомы и способы распознавания Описание и фото рака челюсти: его причины, симптомы и способы распознавания...

    12 05 2024 1:54:44

    Как я вылечился от грыжи 1

    Как я вылечился от грыжи 1 Как вылечить межпозвоночную грыжу в домашних условиях Как я вылечил межпозвоночную грыжу Приближался вечер, нарастала паника....

    11 05 2024 4:18:40

    Монастырский чай от простатита

    Монастырский чай от простатита Монастырский чай от простатита, где правда, а где лож? Применение монастырского чая от простатита – странички с подобным...

    10 05 2024 5:12:34

    Насколько полезно или вредно использование маргарина в выпечке?

    Насколько полезно или вредно использование маргарина в выпечке? Маргарин: чего больше – вреда или пользы Про опасность маргарина говорится много. Но его...

    09 05 2024 8:48:24

    5 лучших препаратов для лечения насморка у детей от 0 до 5 лет

    5 лучших препаратов для лечения насморка у детей от 0 до 5 лет 5 лучших препаратов для лечения насморка у детей от 0 до 5 лет 5 лучших препаратов для лечения насморка у детей от 0 до 5 лет Насморк у детей – явление...

    08 05 2024 16:13:28

    Можно ли курить при астме

    Можно ли курить при астме Можно ли курить при астме Совместимы ли курение и астма? Можно ли курить при астме? Этот вопрос интересует многих людей, страдающих этим заболеванием....

    07 05 2024 11:24:51

    Импинджмент-синдром тазобедренного сустава: последствия развития, операция и цены

    Импинджмент-синдром тазобедренного сустава: последствия развития, операция и цены Импинджмент-синдром тазобедренного сустава: последствия развития, операция и цены Хирургическая операция для лечения импиджмент-синдрома тазобедренного...

    06 05 2024 3:30:59

    Капли для носа при гайморите: хорошие средства для разжижения гноя

    Капли для носа при гайморите: хорошие средства для разжижения гноя Одним из методов лечения воспаления гайморовых пазух является закапывания носа. Его...

    05 05 2024 15:18:34

    Платифиллина гидротартрат

    Платифиллина гидротартрат Платифиллина гидротартрат Платифиллина Гидротартрат В одной ампуле содержится 1 мл раствора платифиллина гидротартрата (2 мг), а также вода...

    04 05 2024 7:32:25

    Как называется врач по щитовидке?

    Как называется врач по щитовидке? Какой врач лечит и проверяет щитовидную железу? Не знаете к какому врачу обратиться? Оперативно подберём Вам нужного...

    03 05 2024 16:33:29

    Питание при спаечной болезни кишечника

    Питание при спаечной болезни кишечника Диета при спаечной болезни кишечника Эффективность: лечебный эффект через 3 недели Сроки: постоянно Стоимость...

    02 05 2024 5:29:42

    Невралгия: виды, симптомы и лечение

    Невралгия: виды, симптомы и лечение Виды невралгии Невралгией считается патологическое состояние, при котором поражаются периферические нервные волокна,...

    01 05 2024 5:37:54

    Вазобрал (Vasobral)

    Вазобрал (Vasobral) Вазобрал: инструкция по применению и отзывы Латинское название: Vasobral Код ATX: C04AE51 Действующее вещество: дигидроэргокриптин +...

    30 04 2024 20:19:38

    Лечение подагры в домашних условиях: диета, ванночки, мази, пчелиный яд

    Лечение подагры в домашних условиях: диета, ванночки, мази, пчелиный яд Апитерапия при подагре Подагра – это комплексное заболевание, характеризующееся...

    29 04 2024 22:15:16

    Можно ли делать шугаринг при беременности?

    Можно ли делать шугаринг при беременности? Можно ли делать шугаринг при беременности? Чем может быть вреден шугаринг при беременности? Желание женщин выглядеть красиво и ухоженно всегда —...

    28 04 2024 18:24:53

    Вакцина БЦЖ – инструкция по применению и нюансы

    Вакцина БЦЖ – инструкция по применению и нюансы Вакцина туберкулезная (БЦЖ) (Vaccinum tuberculosis (BCG)) Действующее вещество: Инструкция по медицинскому...

    27 04 2024 18:52:28

    Из-за чего появляются бородавки. Откуда они берутся?

    Из-за чего появляются бородавки. Откуда они берутся? Из-за чего появляются бородавки. Откуда они берутся? Почему и от чего появляются бородавки: мифы и реальности Специалисты давно определили, от чего...

    26 04 2024 7:42:27

    Черемуха обыкновенная: лекарство под окном

    Черемуха обыкновенная: лекарство под окном Черемуха обыкновенная: лекарство под окном Лекарственные травы Черемуха обыкновенная: применение выращивание Полезные свойства черемухи Другие названия...

    25 04 2024 6:30:49

    Крем Пурелан для кормящих мам и младенцев

    Крем Пурелан для кормящих мам и младенцев Крем Пурелан для кормящих мам и младенцев «Бепантен» для кормящих мам:от применения до необходимости смывания «Бепантен» известен многим молодым...

    24 04 2024 15:53:26

    Гиперсаливация

    Гиперсаливация Гиперсаливация Гиперсаливация Гиперсаливация (слюнотечение, птиализм) – это повышенная выработка слюнными железами секрета, то есть слюны. Как...

    23 04 2024 19:14:35

    Что делать, если парень охладел

    Что делать, если парень охладел парень охладел Я не девчёнка, но рискну написать. Вся проблема в том, что вы не знаете о круговороте энергии ( как...

    22 04 2024 18:11:11

    Консервированная фасоль — польза и вред для здоровья

    Консервированная фасоль — польза и вред для здоровья Консервированная фасоль: полезные свойства и вред Употребление консервированных продуктов имеет...

    21 04 2024 9:21:38

    Кровоостанавливающие препараты при миоме матки

    Кровоостанавливающие препараты при миоме матки Кровотечение при миоме матки Частота встречаемости миомы матки у женщин разных возрастов растет с каждым...

    20 04 2024 6:59:16

    Свечи Анестезол в симптоматическом лечении геморроя: состав, фармакологические свойства, показания, противопоказания и особенности применения

    Свечи Анестезол в симптоматическом лечении геморроя: состав, фармакологические свойства, показания, противопоказания и особенности применения Свечи Анестезол в симптоматическом лечении геморроя: состав, фармакологические свойства, показания, противопоказания и особенности применения Инструкция...

    19 04 2024 19:55:30

    Эксфорж® (Exforge®)

    Эксфорж® (Exforge®) Показания к применению Возможные аналоги (заменители) Действующее вещество, группа Лекарственная форма таблетки покрытые пленочной...

    18 04 2024 9:43:12

    Приготовление и использование физраствора для промывания носа детям в домашних условиях

    Приготовление и использование физраствора для промывания носа детям в домашних условиях Как промывать нос физраствором: рецепты с применением натрия...

    17 04 2024 19:54:27

    Какие грыжи бывают у новорожденных и как их лечить

    Какие грыжи бывают у новорожденных и как их лечить Грыжа у новорожденных мальчиков Что такое грыжа у новорождённых Грыжа — патология, связанная с...

    16 04 2024 7:55:38

    Какую роль выполняют витамины в рационе КРС?

    Какую роль выполняют витамины в рационе КРС? Роль минеральных элементов и витаминов в питании КРС Потребность коров в минеральных веществах обычно...

    15 04 2024 0:26:26

    Ротавирусная инфекция у детей лечение в домашних условиях: Комаровский

    Ротавирусная инфекция у детей лечение в домашних условиях: Комаровский Ротавирусная инфекция у детей лечение в домашних условиях: Комаровский Грамотное лечение ротавирусной инфекции у детей: первая помощь и схема лечения в...

    14 04 2024 13:21:58

    Вакцина от клещевого энцефалита: инструкция, реакция

    Вакцина от клещевого энцефалита: инструкция, реакция Вакцина от клещевого энцефалита: инструкция, реакция Клещ-Э-Вак Вакцина клещевого энцефалита культуральная очищенная концентрированная инактивированная...

    13 04 2024 20:44:59

    Шумы в сердце: что они собой представляют и почему появляются

    Шумы в сердце: что они собой представляют и почему появляются Шумы в сердце: что они собой представляют и почему появляются Как правило, шум в сердце у...

    12 04 2024 21:55:12

    ЛФК при плоскостопии у детей: упражнения для профилактики и устранения заболевания

    ЛФК при плоскостопии у детей: упражнения для профилактики и устранения заболевания ЛФК при плоскостопии у детей: упражнения для профилактики и устранения...

    11 04 2024 15:34:27

    Признаки фарингита у ребенка и как правильно его лечить

    Признаки фарингита у ребенка и как правильно его лечить Признаки фарингита у ребенка и как правильно его лечить Признаки фарингита у ребенка и как правильно его лечить Фарингит является заболеванием, которое...

    10 04 2024 22:28:30

    Контрактура коленного сустава – причины и лечение

    Контрактура коленного сустава – причины и лечение Контрактура коленного сустава: причины, симптомы и лечение Контрактура коленного сустава — патология,...

    09 04 2024 14:59:51

    Что такое полипоз носа

    Что такое полипоз носа Полипоз носа Полипоз носа и околоносовых пазух – это доброкачественное патологическое разрастание слизистых оболочек назальных...

    08 04 2024 19:37:56

    Лимфаденит

    Лимфаденит Лимфаденит Лимфаденит – это неспецифическое или специфическое воспалительное поражение лимфоузлов. Лимфаденит характеризуется местной...

    07 04 2024 7:20:32

    Грипп H1N1: симптомы и лечение

    Грипп H1N1: симптомы и лечение Грипп H1N1: симптомы и лечение Вирус H1N1: симптомы, лечение и профилактика Многие граждане к гриппу относятся несерьезно, с кашлем или температурой...

    06 04 2024 9:48:45

    Гомеопатия для лечения суставов

    Гомеопатия для лечения суставов Лечение суставов гомеопатией Медицина разработала эффективные гомеопатические средства для лечения суставов любой степени...

    05 04 2024 0:41:44

    Как сбить температуру уксусом

    Как сбить температуру уксусом Как сбить температуру уксусом Как сбить температуру уксусом у ребенка? Инфекционные и воспалительные заболевания у детей сопровождаются повышенной...

    04 04 2024 18:24:44

    Первые симптомы и признаки рака печени у мужчин и женщин

    Первые симптомы и признаки рака печени у мужчин и женщин Первые симптомы и признаки рака печени у мужчин и женщин Первые симптомы рака печени Первые симптомы рака печени являются неспецифическими и начинают...

    03 04 2024 14:15:52

    Самый простой, быстрый и эффективный способ похудеть на 10 кг: отзывы

    Самый простой, быстрый и эффективный способ похудеть на 10 кг: отзывы Как быстро похудеть на 10 кг - диета на неделю. Способы быстрого и правильного...

    02 04 2024 17:33:36

    Бочкообразная, эмфизематозная и голубиная (выпуклая) грудная клетка

    Бочкообразная, эмфизематозная и голубиная (выпуклая) грудная клетка Бочкообразная, эмфизематозная и голубиная (выпуклая) грудная клетка Если грудная...

    01 04 2024 9:30:27

    Артериальное давление человека

    Артериальное давление человека Норма артериального давления у взрослых и детей Гипертония — это быстро развивающая патология сердечно-сосудистой системы....

    31 03 2024 1:15:50

    Насморк на ранних сроках беременности

    Насморк на ранних сроках беременности Насморк на ранних сроках беременности Насморк — явление неприятное для любого человека. Что уж говорить о...

    30 03 2024 22:17:14

    Селезенка

    Селезенка Селезенка Селезенка представляет собой лимфоидный орган, богато снабженный кровеносными сосудами. Она расположена в левом подреберье. В этом органе...

    29 03 2024 6:33:47

    Диетические сырники из творога: вкусные рецепты

    Диетические сырники из творога: вкусные рецепты Сырники диетические из творога - рецепты с фото пошагово Существует не один рецепт, чтобы приготовить...

    28 03 2024 15:42:55

    Еще:
    здоровье и качество жизни -1 :: здоровье и качество жизни -2 :: здоровье и качество жизни -3 :: здоровье и качество жизни -4 ::