Семья, здоровье и благополучие    


Как развить в ребенке самостоятельность

Как развить в ребенке самостоятельность

Как развить в ребенке самостоятельность

Как развить в ребенке самостоятельность

Содержание:

«Сам!» — отчаянно кричит двухлетний карапуз, пытаясь завязать себе шнурок. Но проходит 10-15 лет, и подросшее чадо ленится сделать себе бутерброд и даже приблизительно не знает, чем хочет заниматься в жизни. Почему из целеустремленных активных малышей вырастают инфантильные взрослые? И как помочь ребенку развить самостоятельность?

В последние годы родители все чаще сталкиваются с психологическим феноменом, который можно назвать «синдромом нехочухи». Ребенок, которому с детства внушали, что он -умный, способный и вообще лучший, который с трех лет учил английский, а в первом классе занимался в пяти кружках, ребенок, которого защищали от всех бытовых неурядиц — только бы учился! — где-то в подростковом возрасте заявляет родителям: «Мне неинтересно. Я не хочу». Он может день напролет щелкать клавишами компьютера или кнопками пульта от ТВ, при этом с огромной неохотой посещает школу и ни к чему не стремится, кроме потребления удовольствий. «Да как, же так? Не мы ли вкладывали в своих любимцев душу, не мы ли ночей недосыпали, чтобы у них все получилось? — вздыхают измученные родители на приемах у психологов. — А дети даже не пытаются прилагать усилий, чтобы самостоятельно что-то сделать!», психолог-консультант ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов, объясняет, какие ошибки мы допускаем, приучая детей к самостоятельности.

На блюдечке с каемочкой

Для начала — небольшой сравнительный тест. Вспомни, с какого возраста ты оставалась в квартире сама? Гуляла во дворе без присмотра старших? Грела себе обед? Какие обязанности по дому у тебя были? Приходилось ли тебе ездить через весь город на школьную олимпиаду или в любимый кружок? Когда в первый раз ты сама отправилась в другой город? Задай себе те же вопросы, но уже относительно собственного ребенка. И подумай, не слишком ли ты его опекаешь.

«Да тогда другое время было!» — возразят родители. Совершенно верно! Тогда детям приходилось прилагать намного больше усилий, чем сегодня. Хочешь узнать что-то интересное? Потрудись прочесть книгу. Мечтаешь заниматься в кружке авиамоделирования? Придется ездить во Дворец пионеров.

Скучаешь после школы? Придумай себе занятие, пока родители на работе. Разве было 20-30 лет назад такое множество развлечений, игрушек, кружков, школ раннего развития, как сейчас? Нам бы радоваться! Но вот беда: напичканные информацией дети, которые на «ты» с любой техникой, иногда не способны делать несложные, но жизненно необходимые вещи: навести порядок в собственной комнате, самостоятельно выучить уроки, приготовить к приходу родителей ужин, наконец, определиться, куда поступать.

«Чем выше уровень жизни, тем больше благ преподносится нам на блюдечке с голубой каемочкой и тем менее активным становится человек, — резюмирует Елена Станиславовна. — Сейчас у ребенка трех-пяти лет может быть расписание, как у депутата парламента. Но никто не задумывается о том, что все эти решения принимают за него взрослые, не оставляя ему даже шанса проявить самостоятельность! И малыш становится приговоренным потребителем этих услуг».

Если вы действительно уважаете ребенка, вы не будете ему лгать. Существует ошибочное представление, что «спасительная» для родительского а .

Разрешаем проявлять волю

А ведь все начинается в очень раннем возрасте. Уже к году, когда крохотный человечек пробует ходить, у него возникает мощная потребность многие действия выполнять самостоятельно.

Если вчера он послушно ждал, пока мама его накормит, то сегодня вырывает ложку и пытается, есть сам. Но мама спешит, да и убирать после такой трапезы не хочется, поэтому ложка отбирается — и «со сказкою Вове вливают бульон». Малыш хочет сам одеваться, но у него не получается, он злится, плачет, ждет, что мама его научит, — а мама просто отвлекает внимание карапуза и одевает его сама.

Вот вам и первый шаг к развитию самостоятельности: позволяем ребенку без нашей помощи делать то, что он хочет и может (и то, что не угрожает его безопасности). Поощряем его самостоятельные действия словами: «Хорошо», «Да у тебя, получается!», «Вижу, ты уже большой». Даем ему право участвовать во взрослых делах: перебирать крупу, подметать, накрывать на стол, перекладывать овощи. На ошибки указываем, но не ругаем: «Просыпанную крупу теперь нужно убрать. Пролитую воду вытереть». Помним, что сейчас основной стимул малыша — одобрение старших, ведь он во что бы то ни стало, хочет понравиться маме и папе! К трем годам у ребенка начинает формироваться собственное «я». Родители жалуются, что покладистый малыш становится упрямым, не желает подчиняться, а если что не по нему — впадает в истерику. Рецепт тут один: набраться терпения. «Нельзя потакать всем желаниям ребенка, это очевидно, — инструктирует психолог. — Но к проявлениям воли нужно поступить так, как желает малыш, — уступите, согласитесь. Тем самым вы даете понять маленькому человеку, что он в силах влиять на ситуацию. Излишнее подавление может негативно сказаться на развитии. Однако если вы уже произнесли: «Нет!», будьте последовательны и выдерживайте свою линию до конца».

Продолжай учить сына или дочь необходимым навыкам самообслуживания: к трем годам малыш должен сам мыть руки, есть, одеваться, убирать за собой игрушки. Уже в этом возрасте чадо может резать фрукты ножом под присмотром взрослых. И уже сейчас у крохи должны появиться обязанности по дому: с твоей помощью полить цветы, убрать со стола тарелки и т. д. Пусть это все проходит в игровой форме, в сознании ребенка закрепляется важное понимание: он — член семьи и принимает участие в ее жизни.

«Я сложила Машины трусики и маечки в самый нижний ящик шкафа, показала ей, где лежат вещи, В два года моя дочка уже сама одевалась». Ирина.

Поощряем активность ребенка

Основная задача родителей дошкольников — помочь им оторваться от мамы и адаптироваться в среде сверстников. И с этой точки зрения посещение детсада — весьма важная ступень для формирования и развития самостоятельности. Некоторые мамы выбирают другую тактику: ребенок не ходит в садик (и болеет реже), зато занимается в группах раннего развития. На первый взгляд, очень разумно. Однако важно обращать внимание на то, чтобы в подобных заведениях работали профессионалы.

Старшее поколение достаточно хорошо осознаёт, что в стране произошла смена культурной парадигмы, пошатнувшая устоявшиеся у советских людей понятия и о .

Психолог рассказывает о двух негативных тенденциях, блокирующих детскую активность:

  • «Первая — это поддерживающая педагогика, не стимулирующая развитие. Например, 4-летнюю девочку приводят рисовать пальчиковыми красками. Учитель хвалит малышку за любое действие: что бы та ни изобразила. Это вызывает восторг и умиление! Когда такой ребенок придет в школу, ему дадут карандаш и предложат нарисовать лошадку, он вряд ли справится с заданием, а главное — не получит привычной реакции взрослого восторга.
  • Вторая тенденция — когда в жестких обучающих системах (спорт, фигурное катание, танцы, балет) мальчиков и девочек ориентируют на конкретный результат и в итоге ставят диагноз: способный или нет. Неспособные дети переносят свои неудачи на остальные сферы жизни».

Поэтому давай возможность действовать, помогай, подбадривай, но не перехваливай.

«Мы ездили к бабушке в деревню, где у Дани всегда была своя грядка: он сан засаживал ее, ухаживал за ней, а потом собирал урожай. Так я учила сына, что результат будет только там, где приложишь усилия». Анна.

Позволяем принимать решения самостоятельно

Это самое важное, чему мы можем научить ребенка: принять решение и взять на себя ответственность за результат. Подростки стремятся к первому, но избегают второго. Они тоже склонны к негативизму: «Я туда не пойду!», «Я это делать не буду!» Но на такой ноте заканчивать разговор нельзя. Пусть юный бунтарь предложит то, что он хочет, и будет делать, а потом вместе спокойно обсудите возможные последствия его решения. Иногда родители наверняка знают, что дитя выбрало неверный путь. Но маленький упрямец настаивает на своем! Переломить? Есть вероятность, что этим мы навсегда отобьем у ребенка желание принимать решения и строить свою жизнь. Психолог советует уступить, если это не угрожает безопасности, но предупредить: «Приготовься, что тебе придется отвечать за последствия».

Что мешает развитию самостоятельности у ребенка?

Психологи выделяют два типа поведения взрослых, которые провоцируют инфантильность у детей

  1. Гиперопека. «Сядь в кресло», «Посмотри, там летит самолетик», «Не бери сок — прольешь», «Держи меня за руку»,- ребенок еще не успел подумать, а мама уже рассказывает, что и как делать. Или сама спешит на выручку — ведь малыш без нее не справится! Такая тактика приведет к тому, что отпрыск будет бояться простейших действий — а вдруг не получится? Испачкается, упадет, мама отругает? И очень велик шанс, что в будущем из него вырастет маменькин сыночек или доченька.
  2. Равнодушие. «Не плачь», «Не мешай, я сейчас занята», «Иди, поиграй»,- и у ребенка нет чувства безопасности, он постоянно ощущает тревогу. «Уж лучше я тихонько посижу возле мамы, не буду ей мешать и морочить голову», — решает малыш. Внутренний страх подавляет его активность. Особенно часто такое случается во время семейных кризисов. Оставайся внимательной к потребностям сына или дочки!

Летний лагерь: нужный опыт

Договоритесь, что если сыну или дочке там не понравится, ты заберешь его (ее) через 10-14 дней. Идеально, если в первую поездку ребенок поедет с другом или старшим братом (сестрой). Заинтересуй его предстоящим приключением. Посмотрите сайт лагеря, почитайте отзывы побывавших там ребят, вспомни свое собственное детство. Даже если ты очень тревожишься за ребенка, не показывай этого. Ведь он «считывает» установки взрослых и ведет себя соответственно. Перед поездкой объясни и попроси повторить правила безопасности, а также личной гигиены (не давать другим свои вещи и расческу, мыть руки перед едой и т. д).

Как развить в ребенке самостоятельность

Самостоятельность – бесценное качество, важное для успешной и эффективной учебы и работы. Какой родитель не хотел бы, чтобы его ребенок по собственной инициативе садился за выполнение домашнего задания, читал внеклассную литературу, помогал по дому? И самое главное то, что закладывается это качество именно взрослыми в процессе воспитания. Как же развить в ребенке самостоятельность? Об этом и пойдет речь в статье.

Когда начинать

Прививать умение и желание делать что-либо самостоятельно нужно уже с раннего возраста. В этот период малыши испытывают так называемый кризис трех лет. Он вызван изменениями в восприятии ребенка, его осознанием собственного Я. Дети начинают отстраняться от значимого взрослого (в первую очередь, мамы), стремятся заявить о себе как о самостоятельной личности, противоречат и проявляют негативизм, часто произносят фразу «Я сам/сама!».

Первые признаки этого кризиса и можно считать стартом для воспитания самостоятельности. Для этого от родителей потребуется:

Предоставлять ребенка самому себе

Давайте малышу личное пространство, в котором он сможет поступать согласно собственным желаниям. Можно выделить уголок в комнате, организовать мини-домик (шалаш, палатку). Важно, чтобы у детей обязательно были личные вещи (игрушки, книжки), которыми они распоряжаются.

Читать еще:  Как правильно брать анализ кала

Разрешать самостоятельно выполнять задачи

Если ребенок хочет подмести пол, достать кружку или построить замок из конструктора, не препятствуйте этому. Да, это будут его первые самостоятельные поступки. Взрослому рекомендуется только предложить, но не навязывать свою помощь, а по окончании действия конструктивно оценить результат.

Давать первые поручения

Не бойтесь просить ребенка что-то принести или сделать: полить цветы из лейки, вынести мусор, поставить книгу на полку и т.д.

Это не значит, что в три года нужно ребенка отпустить в свободное плавание, заставлять все делать самостоятельно и лишить присмотра. Взрослый всегда должен быть рядом, чтобы при необходимости помочь.

Упустили момент…

Но что делать, если кризис трех лет давно миновал, а навыки самостоятельности так и не развились? Начать воспитывать это качество не поздно даже в подростковом возрасте, только рекомендации будут уже иными.

Предоставление свободы действий

В первую очередь нужно убедиться, что у ребенка есть возможность проявлять самостоятельность. Это должно выражаться в:

  • разрешении выбирать для себя одежду, книги, игрушки, фильмы и пр.;
  • самостоятельном планировании свободного времени без навязывания занятий неинтересных ребенку, но предпочтительных для взрослого;
  • наличии постоянных закрепленных обязанностей (вынос мусора, уборка своей комнаты и пр.) ;
  • свободе выбора способа действия, например, ездить в школу на трамвае, а не на автобусе; мыть сначала тарелки, а потом кружки;
  • возможности организовать личное пространство по своему желанию (вещи в комнате ребенка расставлены так, как ему больше нравится; на кровати сидят мягкие игрушки; на стенах висят плакаты и т.п.) ;
  • распоряжении карманными деньгами.

То есть контроль со стороны родителей должен быть разумным и оставлять детям свободу действий.

Планирование времени и распорядок дня

Для развития самостоятельности важны навыки планирования и рационального распределения времени. Если школьник точно знает, что только после полного выполнения домашнего задания ему будет позволено погулять или поиграть, то он охотнее будет приниматься за это без дополнительных напоминаний.

В противном случае он потеряет свое время, а желаемого так и не получит.

Вряд ли ребенок захочет делать что-то самостоятельно и проявлять инициативу, если он не заинтересован в действии. Поэтому важно стимулировать любознательность, заинтересовывать его. В этом помогут:

  • личная увлеченность, наличие у родителей хобби, которое они готовы разделить с детьми;
  • познавательная литература в доме: энциклопедии, брошюры, коллекции, специализированные книги по разным тематикам и др.;
  • доступ к другим полезным ресурсам: документальные фильмы, список полезных сайтов, абонемент в библиотеку и др.

Кроме того, важно отмечать значимость каждого действия. Согласитесь, никому не нравится выполнять работу, которую он считает бесполезной. Если не получается вызвать естественный интерес, объясняйте ребенку, зачем нужно делать ежедневную уборку, изучать теорию вероятностей и правила русского языка, помогать бабушке в деревне. Акцентировать внимание стоит на важности, полезности, практическом применении.

Как минимум, инициатива не должна быть наказуемой. Как максимум, она должна поощряться.

В качестве «премирования» можно использовать систему бонусов или баллов, которые обмениваются на какие-то вещи или вкусности; постепенное увеличение карманных денег (например, на 20 рублей за прочтение школьной книги по своей инициативе) ; разрешение подольше погулять или поиграть в видеоигру; поход в интересное место; временное освобождение от домашней обязанности.

Упражнения

Развивать самостоятельность также помогают следующие очень простые упражнения:

Поиск нового маршрута

Правила игры: каждый день нужно добираться до школы новым способом. Ребенок должен сам придумывать этот маршрут без подсказок со стороны родителей. Вечером это обсуждается, подводятся итоги. Можно упражняться таким образом всей семьей (например, для взрослых поиск нового маршрута до работы), чтобы дети чувствовали увлеченность родителей.

“Расскажи, чем ты планируешь заниматься завтра”

Несколько вечеров подряд задавайте школьнику этот вопрос и внимательно выслушивайте ответ. Особенно отмечайте проявления самостоятельности и одобряйте их.

“Где ты будешь это использовать?”

Для этого упражнения понадобится предмет, с которым ребенок еще не знаком. Например, специализированный инструмент, деталь автомобиля. Задача: найти применение и рассказать о нём. Если в семье несколько детей, то можно устроить соревнование, кто найдет больше правильных вариантов использования. Такая игра подталкивает ребенка к самостоятельному поиску информации и решению задач.

Самостоятельность – чудесное качество, которое каждый родитель хочет видеть в своем малыше. Безусловно, нужно приложить большие усилия для того, чтобы развивать в ребенке самостоятельность, способность осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий. Да, возможно, процесс формирования новых или развития уже имеющихся качеств займёт не один день. Однако, помните, что в долгосрочной перспективе это принесет свои плоды и реальный результат.

Автор статьи: Ксения Михеева — психолог, преподаватель Юниум по биологии.

Как развить в ребенке самостоятельность

На вопрос «нужно ли приучать ребенка к самостоятельности?» большинство родителей уверенно отвечает: «Да!». Но не так-то просто отыскать это стремление взрослых сделать ребенка самостоятельным (а, значит, независимым) в реальных, конкретных жизненных ситуациях. Довольно часто родители откладывают процесс приучения к самостоятельности на потом, мотивируя это тем, что малыш еще недостаточно взрослый. Существуют и другие причины нежелания взрослых уделять внимание этому аспекту в воспитании детей. Как развить в ребенке самостоятельность, с какого возраста начинать и какие методы при этом являются наиболее эффективными, попробуем разобраться вместе.

С какого возраста следует развивать самостоятельность

Далеко не все родители спешат приучать своего ребенка к самостоятельности. У каждой мамы сразу же оказывается множество причин этого не делать:

  • Страх потерять свой авторитет в глазах ребенка.
  • Желание контролировать его и доминировать над ним.
  • Недоверие к возможностям маленького человека.
  • Самоутверждение за счет сверхопеки и чрезмерной заботы.
  • Своеобразные представления о дисциплине и послушании.
  • Нежелание прилагать усилия и создавать себе лишние проблемы.

Таких внутренних побуждений можно найти достаточное количество. И если в семье возникает проблема пассивности, чрезмерной пугливости ребенка, его неумения принимать решения, родителям необходимо искать причину, по которой они сами не пытались поддержать в своем малыше природное стремление к познанию мира и самостоятельным действиям. Безусловно, характер у детей разные. Но это делает процесс воспитания пытливости и независимости индивидуальным, подходящим для конкретного маленького человека. Но никак не оправдывает бездействия и потакания «капризам» не только малыша, но и его родителей.

Довольно часто, описывая лень, пассивность и несамостоятельность своего чада, мама говорит: «он у меня такой, ничего не сделаешь». Но так ли это? Вряд ли найдется ребенок, который не научился самостоятельно ходить, есть ложкой, надевать рубашку или обувь. Если внимательно наблюдать за малышом, то можно заметить тот момент, когда человечек начинает проявлять инициативу. Он учится совершать определенные действия, переворачивается на животик, ползет, хватает различные предметы. И делает это усердно и увлеченно. Все это проявления стремления к познанию окружающего мира и своих возможностей. И это заложено в каждом, независимо от характера. Проявляются эти врожденные качества уже на первом году жизни человека.

Если этот момент будет использован родителями для первых уроков самостоятельности, то дальнейшие проблемы могут и не возникнуть. Или они будут намного более простыми и «решаемыми».

Но довольно часто можно наблюдать такую картину: малыш тянется к игрушке, а заботливая мама или бабушка вкладывают желанный предмет ему в ручку. Это — своеобразный «антиурок»: можно все получить, не напрягаясь! В тот момент, когда ребенок пытается встать на ножки и сделать первые шаги, беспокойные родители создают различные способы подстраховки, чтобы дитя не упало и не ушиблось. И снова закладывается негативное ощущение: самостоятельные действия опасны!

Если не упустить этот естественный момент развития, поощрить малыша и создать условия для увлеченного, радостного освоения новых навыков и умений, помогая ему, но, не опекая, то процесс формирования самостоятельности будет успешно начат.

Какие качества следует развивать в ребенке

Как подсказывает наш собственный жизненный опыт, самостоятельные решения и действия практически всегда связаны с такими последствиями:

  • Необходимость совершать какие-либо усилия.
  • Возможность неверных действий или ошибочных решений.
  • Необходимость затрачивать время и силы на обучение.
  • Потребность переделывать неудачные варианты.

К этому списку можно добавить страх, например страх порицания со стороны окружающих в случае неудачи, а также уязвление чувства собственного достоинства.
Преодолевать это непросто, но при должной тренировке не только возможно, но и приносит удовлетворение. Родители, воспитывая у малыша умение принимать решения и действовать, должны не только не препятствовать его порывам, но и тренировать качества, которые потребуются самостоятельной личности:

  • терпение;
  • сила воли;
  • ответственность;
  • смелость;
  • способность осознанно ставить цель.

В данном случае речь не идет о каких-то специальных тренировках, которые вначале должны развить соответствующие черты характера, а уж затем позволят перейти к воспитанию самостоятельности.

Осознанное поведение мамы, отца и других родственников, их поддержка начинаний маленького человека, своевременная, но разумная помощь и обучение – все это является ситуацией, в которой необходимые черты личности успешно развиваются. Но родители должны демонстрировать подобные качества и в себе. Если у мамы не хватает терпения, и она выхватывает у ребенка ботинок со словами: «Ну что ты возишься!» ни о какой самостоятельности говорить уже не приходится.

Приучение ребенка к порядку

Безусловно, ситуация, с которой сталкивается каждый родитель, воспитывая своего сына или дочь самостоятельной личностью, требует усилий, сложна и постоянно изменяется с ростом и взрослением ребенка. То, что сегодня для малыша было радостной игрой, завтра может показаться скучной обязанностью. Например: младенец одиннадцати месяцев может увлеченно складывать различные предметы в коробочку, а пятилетнего малыша заставить сложить свои игрушки в ящик удается не всегда. Освоив «складывание», маленький человек начинает относиться к этому как к рутинному процессу. Он стремится открывать новые горизонты и не хочет отвлекаться на неинтересные дела. Регулярность, повторяемость действий для ребенка очень тяжелое испытание.

Необходимые для поддержания порядка действия должны стать привычкой, не требующей раздумий и сомнений. Здесь может помочь несколько правил:

  1. Приучение к порядку должно начаться как можно раньше. Не нужно откладывать это «на потом», дескать, подрастет – научим, а пока он еще мал. Если требуемая упорядоченность действий естественна для ребенка, то не потребуется ломка стереотипов и привычек.
  2. Родители должны быть последовательны в своих требованиях. Вариант: сегодня укладываемся спать вовремя, а завтра смотрим по телевизору интересный фильм поздно вечером,- недопустим.
  3. В процессе выработки необходимых привычек малыша нужно хвалить и поощрять. Если что-то не выходит, что моральная поддержка взрослых должна выглядеть как: «У тебя все получится, ты молодец, стараешься».
  4. Необходимо объяснять маленькому члену семьи, зачем вводятся те или иные правила. Осознание своей полезности очень помогает ребенку прилагать нужные усилия.
  5. Другие члены семьи должны подчиняться тем же правилам, которые предлагаются ребенку. Если малыш должен убирать свои вещи в шкаф, а мама бросает свою блузку на видном месте, то приучение к порядку затянется надолго.

Ребенок и домашние обязанности

Равные требования для всех домочадцев независимо от возраста очень важны для воспитания полноценной личности. Такие качества, как самостоятельность, умение принимать решение, независимость, напрямую связаны с самоуважением и умением уважать других людей. Эти, казалось бы, торжественные слова на самом деле являются реальными ситуациями, растворенными в ткани нашей обыденной жизни.

Читать еще:  Горчица салатная

Самоуважение: я умею сам! Это могут быть настолько незначительные с точки зрения взрослых дела, что они воспринимаются мелочами, недостойными внимания. Сам надел ботинок (ничего, что правый на левую ногу), сам вытираю пыль, сам мою чашку. Если все же обращать на это должное внимание, то дальше можно дождаться продолжения: сам сделал маме бутерброд, ведь она устала. Сам сходил за хлебом. Сам помыл полы. А здесь и до уважения других людей рукой подать: «Мама готовит обед, ей тяжело, но она о нас заботится». Или: «У нас дома принято убирать за собой».

Приучая ребенка разделять с другими членами семьи домашние обязанности, родителям нужно набраться терпения. И не только потому, что малыш не хочет этого делать.

Еще и как хочет, если вовремя начать этот процесс. Но неумение дочери мыть посуду может вызвать желание отобрать у нее тарелки и быстро все закончить за нее. Но плохо вымытый сыном пол может стать причиной скандалов и упреков. Это не станет для ребенка стимулом пробовать еще раз.

Препятствием для развития умения самостоятельного бытового обслуживания может стать неправильно понимаемая забота. Ну как еще проявить свою любовь к чаду, как не предлагая ему вкусный завтрак, не наглаживая платья, не убирая его комнату! Желание сделать жизнь близких комфортной и необременительной — это же так естественно! Разумное и осознанное поведение родителей в этом случае просто необходимо. Мама или бабушка должны объяснить всем, и прежде всего себе самим, что забота о близких должна быть, во-первых, уместной, а во-вторых, взаимной. Мама приготовила ужин. Малыш ей помог. И затем они вместе отправились гулять в парк.

Проявлять любовь к ребенку можно и нужно, но способы для этого существуют самые разные. Можно и нужно играть и разговаривать с детьми, выслушивать их проблемы и давать советы. Проводить время за различными полезными занятиями. Водить на кружки и в спортивные секции. Для всего этого понадобится время и ребенку, и его маме. А, значит, домашние хлопоты должны быть распределены между всеми по мере возможностей и сил каждого.

И сделать это нужно как можно раньше:

  • Для начала малыш может «помогать» взрослым, пусть даже это затруднит их жизнь.
  • Обязанности для малыша нужно сделать естественными, как умывание или одевание по утрам. Не должно возникать мысли, что можно действовать иначе.
  • Задачи для ребенка должны быть посильные и неопасные.

Что же делать, если дети предпочитают проводить время за играми и не воспринимают домашние хлопоты как обязательные для себя?
Здесь кроме «пряника» (радости преодоления, гордости «я могу», похвалы от мамы, увлекательного процесса) вступает в дело элемент требовательности и наказания.

Но это требует от родителей осторожности, разумности и последовательности:

  • Нельзя давать ребенку непосильные поручения и наказывать за их невыполнение.
  • Не стоит укорять ребенка за то, что у него пока не получается, при условии, что он старался.
  • Требования должны быть обязательными, а угрозы – выполняться.

Если мама пообещала спрятать или выбросить неубранные игрушки – это должно быть сделано.

Вместо заключения

Развитие самостоятельности — это собственно и есть процесс развития человека. Если осознать, что же представляет собой воспитание личности, то главным здесь будет передача ответственности за необходимые для жизни действия от родителей к ребенку. По мере взросления самостоятельных действий становится все больше. Главное, чтобы в какой-то момент этот процесс не остановился. Результатом будет неразвитая, инфантильная личность, неспособная к счастливой и полноценной жизни.

Как научить ребенка самостоятельности?

Воспитание любого ребенка – сложный процесс, в котором родители нередко допускают ошибки, в том числе при попытках научить ребенка быть независимым.

Это интересно

  • «Нашему малышу слишком рано что-то делать самому». Боязнь родителей, что отпрыск не справится с элементарными вещами, приводит к формированию капризного, беспомощного, избалованного маленького человека. Такое воспитание ребенка даст плачевный результат во взрослой жизни: неумение общаться с людьми, низкая приспособленность к жизни, неспособность принять самостоятельное решение. В такой ситуации не просто не будет самостоятельности в детях, но и родители станут жертвами, поскольку отпрыски будут требовать от них внимания и помощи из-за своей несостоятельности.
  • «Наш малыш должен всему научиться сам, и наша помощь ему не нужна». В детях самостоятельность не развивается без посторонней поддержки. И это ошибка, поскольку каждый вновь приобретенный навык является большим достижением для малыша, и он нуждается в похвале и внимании со стороны родителей. Модель воспитания ребенка, где на него не обращают внимания, порождает робость, страх перед людьми и неуверенность.
  • «Наш ребенок неумеха и учится слишком медленно, лучше мы сами сделаем все быстро». Результатом подобного заблуждения является абсолютная неприспособленность к жизни и возникающим препятствиям на пути к достижению целей. Хотя воспитание ребенка подобным образом вряд ли будет способствовать формированию каких-то конкретных целей.

Безжалостное пресечение в детях зачатков самостоятельности, как и небрежное отношение к отпрыску нивелируют шансы последнего на независимый успех.

Воспитание самостоятельности у детей: практические советы

Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.

Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:

  • Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
  • Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
  • Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
  • Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты. Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
  • Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
  • Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
  • Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например. Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
  • Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.

Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.

Табу при воспитании самостоятельности у ребенка

Воспитание самостоятельности у детей подразумевает соблюдение родителями баланса процесса. Существуют запретные приемы, которые способны разрушить воспитательную концепцию, и родителям их лучше избегать:

  • Воспитание ребенка не предполагает постоянное его одергивание и демонстрацию ошибок. Не нужно оценивать и комментировать все действия вашего ребенка без крайней надобности – у него появится стойкое чувство неуверенности в себе и потребность в одобрении всех и каждого. Развитие у детей самостоятельности зависит, в том числе от того, позволите ли вы ему найти свой способ решения проблемы.
  • Не делайте все сами вместо своего отпрыска. Воспитание ребенка и формирование у него самостоятельности происходит с помощью проявления малышом инициативы. Пусть эта инициатива будет неумелой и на первом этапе ни к чему не приведет, но она должна быть.
  • Не ругайте малыша за медлительность – в воспитании ребенка важна неторопливость. Давление взрослых и постоянное поторапливание приведет к полному отказу что-либо делать.
  • Не «душите» отпрыска своей опекой и догматами воспитания, даже если вы боитесь за него. Научите ребенка смело смотреть в глаза препятствиям и преодолевать их. В воспитании ребенка важно быть увереннее, иначе чадо почувствует ваш страх и проникнется этим чувством.
  • Не вмешивайтесь в попытки вашего отпрыска решить проблему. Помогите советом, но не решением.

Хотите развить в детях самостоятельность? Наберитесь терпения, мудрости, чуткости и уверенности в своих силах, и возможностях вашего отпрыска.

Как мотивировать ребенка быть самостоятельным?

В детях самостоятельность воспитывать гораздо легче, если правильно их мотивировать. Несколько рекомендаций, как мотивировать ребенка и научить его быть самостоятельным:

  • Продемонстрируйте малышу последствия его лени. Воспитанию в детях самостоятельности поспособствует, например, ситуация с фломастерами: если они засохнут из-за того, что малыш забыл их упаковать, не торопитесь покупать новые. Пусть рисует карандашами, а при намеке на покупку новых фломастеров говорите, что не уверены в рациональности покупки, ведь новые тоже могут засохнуть. Воспоминания об отсутствии фломастеров впоследствии будут мотивировать его следить за своими вещами, даже если не хочется.
  • При воспитании ребенка будьте рациональны. Предположим, не заставляйте малыша раскладывать игрушки по местам после каждой игры. Дети дошкольного возраста возвращаются к прерванному виду деятельности через каждые 15-20 минут, потому уборка после игры будет занимать у него больше времени, чем все остальное. Попросите разложить игрушки по местам перед сном – один раз в день – это целесообразно, потому что они мешают комфортному передвижению в темноте. Такое объяснение будет понятно, а значит, ребенок научится полезной и разумной деятельности.
  • Воспитание предполагает конкретизацию обязанностей. Объясняйте малышу, зачем ему их выполнять. Например: «После ужина убери свою тарелку и помой ее, чтоб в следующий раз ты ел из чистой посуды».
  • Воспитывая в детях самостоятельность, четко формулируйте цель и смысл всего, что они делают. При воспитании ребенка не играйте на его самолюбии, откажитесь от выражений вроде «все дети сами обуваются» или «над тобой будут потешаться, когда увидят, что родители одевают тебя». Маленький человек не мотивируется негативом, лучше рассказать ему, сколько положительного принесет ему самостоятельность. Например: он успеет посмотреть начало мультфильма, нарисовать 5 картин, дольше покататься с горки.
  • Развить в детях самостоятельность помогает периодические просьбы рассказать, каковы дальнейшие планы у малыша. В близлежащей перспективе, конечно. Он обязательно задумается, чем бы ему заняться, тем самым принимая решение и делая выбор.

Научить ребенка самостоятельности возможно при помощи настойчивости, даже при отсутствии ожидаемых результатов на первом этапе. Неудачи не должны становиться поводом для отказа от поставленных целей воспитания. Для детей самостоятельность – это возможность продемонстрировать свои умения и навыки и шанс стать цельной личностью в будущем.

Как развить в ребенке самостоятельность

То есть, самостоятельность не появляется из ниоткуда при отсутствии воли, четких целей, определенного склада характера – это не новая запонка, которая прилагается к рубашке.

Читать еще:  Оливки при беременности — польза, противопоказания и риски употребления

И относиться к развитию этого сложного и многогранного свойства личности нужно осознанно и ответственно.

Видео: Как воспитать самостоятельного ребенка?

Прежде всего, давайте разберемся, как проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:

  • 2 года. Ребенок может принести игрушку по просьбе мамы, самостоятельно поесть, снять вещи и положить на стул, выбросить в ведро собственный подгузник, сложить белье в машинку, промокнуть тряпкой или салфеткой пролитую воду.
  • 3 года. Малыш уже может убирать и мыть свои игрушки, помогать маме разбирать сумки после похода по магазинам, расставлять тарелки и уносить посуду в раковину, одеваться и чистить губкой свои сапожки.
  • 4 года. Ребенок уже весьма ловко пылесосит и вытирает пыль, может помочь в уборке за питомцами и их кормлении, в развешивании мелких предметов одежды после стирки. Он уже способен застелить кровать, намазать себе ложкой бутерброд и насыпать в пиалку с молоком хлопья, собрать в лукошко ягоды для варенья или почистить вареное яйцо.
  • 5 лет. Без всякой помощи малыш уже может сортировать белье для глажения и даже складывать его, сервировать стол и ухаживать за питомцами без подсказок и напоминаний, выносить мусор и наливать себе напитки в кружку из пакетов/коробок.
  • 6 лет. В этом возрасте уже можно почистить овощи, выгулять своего питомца, подмести в доме, повесить свое белье на сушилку, приготовить себе бутерброды и сварить яйца, разогреть в микроволновке обед.
  • 7 лет. Возраст, когда ребенок уже может не только налить себе чай и собрать рюкзак, но и способен без маминых наставлений наводить порядок, заправлять постель, мыться, стирать свои носки и даже гладить полотенца.
  • 8-9 лет. В этом бунтарском возрасте дети уже способны понимать свои слова и поступки, а также нести за них ответственность. Ребенок уже способен убираться на кухне (мыть раковину, посуду), мыть полы, делать уроки без мамы. Он способен пришить себе пуговицу и лечь спать в нужное время. Он понимает, что открывать дверь чужим людям нельзя, и общение с незнакомцами может быть опасным. В этом возрасте у ребенка обычно появляется инстинкт самосохранения, даже если до сих пор его еще не было. Как оставлять ребенка одного дома?
  • 10 лет. В этом возрасте ребенок уже почти подросток, но все-таки возрастная категория еще близка к «малышам». Поэтому требовать от ребенка слишком многого нельзя. Да, он способен сбегать в магазин рядом с домом, купить по списку продукты. Он уже понимает, как считать сдачу, и что испачканную рубашку нужно менять на чистую. Он уже подает руку маме, когда она выходит из автобуса, помогает ей с сумками, встает в транспорте, чтобы уступить место старикам. Но пока зона ответственности ребенка – это школа, личное пространство и взаимоотношения с окружающими.
  • 11-15 лет. Это — самый сложный и опасный возраст, в котором нужно не потерять доверие своего чада своим контролем, понять, что ребенок уже подросток, осознать это — и отпустить ребенка. Отпустить не в свободное плавание и для отдельного проживания – отпустить от своей юбки. Вы сделали, что могли. Ребенок уже сформировался и хочет свободы. Теперь вы можете лишь направлять и стелить соломку. Запреты, требования, истерики, приказы, шантаж – это больше не работает и не имеет смысла (если вы этим пользовались). Запаситесь терпением и продолжайте с любовью и заботой «закреплять пройденный материал».

Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей

В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».

Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.

Просто дайте ребенку возможность развиваться и взрослеть, а сами будьте рядом, чтобы уберечь ребенка от возможных рисков во время первых самостоятельных дел.

  • Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
  • Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
  • Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
  • Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
  • Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.

Развитие самостоятельности у детей 5-8 лет – готовимся к школе и осваиваем новые горизонты

Дошкольник, а потом — ученик младших классов.

Ваш карапузик уже вырос из пинеток, малышовых игрушек и колыбельных. Он уже стесняется, когда вы берете его за руку при друзьях, и нарочито грубо ворчит «Ну, маааам, иди уже, я сам!»

Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?

  • Составьте с ребенком вместе гибкий график для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия. Позвольте ему жить по этому графику самостоятельно.
  • Начиная со 2-го класса, прекращайте жестко контролировать сделанные уроки и собирать за ребенка ранец на завтра. Пару раз получит двойку за забытую тетрадь и научится собирать рюкзак с вечера сам. Та же история с домашним заданием. Если двойки за несделанные уроки ребенка не пугают, можно включать строгую маму – пригрозите вернуть его под свой жесткий контроль, если не начнет делать уроки ответственно.
  • Всегда будьте готовы помочь . Не нравоучениями, а способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя – именно сейчас они у него самые важные в мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал и приходил советоваться, как к другу.
  • Ничего не заставляйте делать. Просто дайте понять, что в этом мире просто так ничего не падает на голову, и чтобы хорошо отдохнуть, нужно поработать.
  • Позволяйте чаду решать – что надеть, какой пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать тетради.
  • Чаще давайте взрослые поручения , которые окрыляют ребенка – «о, родители уже считают меня взрослым». Например, сбегать за хлебом (если не нужно переходить дорогу, и если вы не живете в сильно криминальном районе).
  • Закрепите за ребенком его собственные домашние обязанности . Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на стол и пылесосит в квартире.
  • Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем. Ребенок должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научится их решать.
  • Снижайте накал своей гиперопеки. Уже пора. Прекращайте хвататься за сердце, когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.

Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет – преодолеваем кризисы

Вот ваш ребеночек и стал почти подростком.

12 лет – это черта, за которой начнутся сильные влюбленности (более серьезные, чем в детском саду и первом классе), первые истерики, прогулы в школе и даже, может быть, попытки сбежать из дому, потому что «родители не понимают и достали».

Не доставайте ребенка. Пусть взрослеет спокойно.

Вспомните себя подростком — и дайте чаду глоток свободы.

  • Нужно оставаться чутким и лояльным к новому поведению ребенка, к взрослению, к нему самому . Но это не значит, что ребенка нужно освобождать от дел и обязанностей. Понимание своих обязанностей и ответственность – это и есть самостоятельность.
  • Подкорректируйте свою систему требований. Подросток не хочет ложиться спать в 8-9 вечера. И если от слова «уборка» ребенка начинает трясти, найдите для него другие обязанности. Компромисс – ваша палочка-выручалочка.
  • Пошли тройки в дневнике? Терпите — и не вздумайте рисовать за ребенка по ночам контурные карты и рисунки для конкурсов, или писать сочинения – пусть все делает сам.
  • Будьте корректны : брошенные вам сейчас слова запомнятся на всю жизнь. Спокойствие – ваше спасение. Медитируйте, считайте до ста, швыряйте дротики в стенку, но ребенок должен видеть в вас только поддержку, любовь и спокойствие тибетского монаха.
  • Подбрасывайте больше заданий и задач , в которых ребенок сможет себя проявить.
  • Устройте чадо в секцию, отправьте на лето в Артек , научите пользоваться кредитной картой и наличными.
  • Начинайте учиться отпускать ребенка от себя. Потихоньку оставляйте его ненадолго одного. Чаще уезжайте по делам. Учитесь без ребенка ходить в кино или кафе. Еще несколько лет, и ребенок сам начнет сбегать от вас в силу возраста и собственных интересов. Чтобы потом не было мучительно больно и обидно за себя – начинайте постепенно отпускать уже сейчас. Только не увлекайтесь слишком сильно – ребенок от вас еще не съехал, и до сих пор нуждается во внимании, ласке и поцелуе на ночь.

Каких ошибок избежать при воспитании самостоятельности у детей – советуют психологи и опытные мамы

Воспитывая самостоятельного (как мы считаем) человечка, мы иногда совершаем ошибки, которые не только не приближают ребенка к этому личностному свойству, но и портят наши с ребенком отношения в будущем.

Итак, ошибки, которые совершать никак нельзя:

  1. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Категорически.
  2. Не пресекайте попыток ребенка проявить самостоятельность , не мешайте ему быть инициативным. Отговорки вроде «я сама быстрее сделаю» или «боюсь за тебя» забудьте и дайте ребенку взрослеть без вашей гиперопеки.
  3. Если попытка проявить самостоятельность окончилась плачевно (вещи испорчены, вазы разбиты, кот подстрижен, и проч.), не вздумайте кричать, ругать, публично оскорблять или обижать ребенка. Проглотите обиду за разбитый дорогой сервиз и улыбнитесь со словами «в следующий раз обязательно все получится».
  4. Если ребенок неловок в своей самостоятельности, если выглядит наивно и даже глупо – это не повод для насмешек, подколок и проч.
  5. Не влезайте со своей помощью и советами , если вас о том не просят.
  6. Не забывайте хвалить ребенка , когда у него все получается, и вселять уверенность, если не получается.
  7. Не торопите (и не осаживайте) своих детей. Они сами знают, когда пора отказываться от подгузников, есть ложкой, начинать читать, рисовать и взрослеть.
  8. Не переделывайте работу ребенка при нем . Это обидно и оскорбительно, если ребенок час мыл посуду, а вы перемываете ложки заново. Сделаете это потом, не отбивайте у ребенка желание помогать вам.

И не забывайте, что самостоятельность – не просто приобретенные навыки, а способность думать, анализировать и быть ответственным.

Например, когда ребенок научился не просто дверь закрывать на ключ, но еще и глубоко прятать ключи, чтобы они не выпали на улице.


Снижает ли Но-шпа высокое давление

Снижает ли Но-шпа высокое давление Но-Шпа при давлении Всем известный препарат «Но-шпа» относится к группе спазмолитиков. Многих интересует, какое влияние...

17 05 2024 17:24:58

Можно ли есть фасоль при панкреатите

Можно ли есть фасоль при панкреатите Можно ли есть фасоль при панкреатите К выбору продуктов при составлении рациона при воспалительных заболеваниях...

16 05 2024 0:12:22

Как помочь человеку при отравлении бензином

Как помочь человеку при отравлении бензином Отравление бензином Отравление бензином может произойти не только с работником АЗС или нефтеперерабатывающего...

15 05 2024 17:12:34

Хруст в локтевом суставе при разгибании — причины и способы лечения

Хруст в локтевом суставе при разгибании — причины и способы лечения Хруст в локтевом суставе при разгибании — причины и способы лечения Хруст в локтевом...

14 05 2024 22:27:18

Симптомы и лечение передозировки «Амбробене»

Симптомы и лечение передозировки «Амбробене» Симптомы и лечение передозировки «Амбробене» «Амбробене» – это сироп, помогающий отхождению мокроты при...

13 05 2024 3:12:45

Никотиновая зависимость

Никотиновая зависимость Никотиновая зависимость Никотиновая зависимость Никотиновая зависимость сродни привыканию к наркотическим средствам. Она является сложной комбинацией...

12 05 2024 19:56:44

Можно ли заниматься спортом при бронхите и каким?

Можно ли заниматься спортом при бронхите и каким? Спорт и физические нагрузки при бронхите Заболевания или плохое самочувствие часто вносят коррективы в...

11 05 2024 9:51:33

Кайенский перец. Польза и вред, где купить, в чем разница с острым Чили, применение в косметологии и кулинарии

Кайенский перец. Польза и вред, где купить, в чем разница с острым Чили, применение в косметологии и кулинарии Отличаем жгучие плоды легко и просто —...

10 05 2024 6:36:14

Можно ли от кофе поправиться

Можно ли от кофе поправиться От кофе поправляются или худеют? Большинство людей просто не представляют свой день без чашечки ароматного бодрящего кофе....

09 05 2024 12:49:43

Веселящий газ - наркотик или нет?

Веселящий газ - наркотик или нет? Закись азота как наркотик Наркодилеры всё время ищут новые химические вещества с психоактивным действием, которые бы не...

08 05 2024 13:33:47

Как эффективно лечить ревматизм ног народными средствами в домашних условиях

Как эффективно лечить ревматизм ног народными средствами в домашних условиях Как эффективно лечить ревматизм ног народными средствами в домашних условиях Лечение ревматизма в домашних условиях Ревматизм представляет собой системное...

07 05 2024 3:28:44

Как шрам после кесарева сечения сделать менее заметным?

Как шрам после кесарева сечения сделать менее заметным? Как шрам после кесарева сечения сделать менее заметным? Шрам от кесарева сечения Шрам, оставшийся после оперативных родов, может ощутимо испортить внешний...

06 05 2024 11:39:12

Мука ржаная

Мука ржаная HelperLife В то время как пшеничная мука преобладает в хлебах Южной Европы и Великобритании, ржаная мука играет более важную роль в хлебах...

05 05 2024 0:15:17

АКВАРИУМНЫЕ РЫБКИ И ИХ БОЛЕЗНИ

АКВАРИУМНЫЕ РЫБКИ И ИХ БОЛЕЗНИ Самые популярные заболевания аквариумных рыбок и их лечение Опытные владельцы знают, что у аквариумных рыбок, как и других...

04 05 2024 6:26:20

Симптомы лопнувшего яичника: как их вовремя распознать?

Симптомы лопнувшего яичника: как их вовремя распознать? Симптомы лопнувшего яичника: как их вовремя распознать? Разрыв одного из яичников,...

03 05 2024 9:22:20

Успокоительное для кормящих мам. Разрешенные препараты и альтернативы

Успокоительное для кормящих мам. Разрешенные препараты и альтернативы Успокоительные при лактации: что делать если у кормящей мамы сдают нервы Психическое...

02 05 2024 20:50:41

Хирургический метод лечения

Хирургический метод лечения Хирургический метод лечения Хирургический метод до настоящего времени остается наиболее радикальным в лечении больных, так как...

01 05 2024 0:25:26

Причины и симптоматика вегетососудистой дистонии у подростков, современные методики терапии

Причины и симптоматика вегетососудистой дистонии у подростков, современные методики терапии Вегетососудистая дистония у подростков Вегетососудистая...

30 04 2024 22:43:15

Как употреблять мандарины для похудения

Как употреблять мандарины для похудения Мандарины при похудении - польза для организма Диетологи называют цитрусовые полезными продуктами для метаболизма...

29 04 2024 15:29:57

Грыжа живота: симптомы, диагностика и лечение

Грыжа живота: симптомы, диагностика и лечение Грыжа живота: симптомы, диагностика и лечение Все что нужно знать о грыже живота Грыжа живота – довольно распространенная болезнь, которая может появиться...

28 04 2024 22:43:50

Лучшие средства для быстрого поднятия иммунитета взрослому в домашних условиях

Лучшие средства для быстрого поднятия иммунитета взрослому в домашних условиях Как быстро повысить иммунитет. 25 лучших рецептов Здравствуйте, друзья!...

27 04 2024 19:46:40

Кумкват: что это за фрукт, польза и вред пищи мудрецов

Кумкват: что это за фрукт, польза и вред пищи мудрецов Общее описание Кумкват (от кит. золотой апельсин) – желто-оранжевый тропический фрукт семейства...

26 04 2024 17:28:38

Как убрать бородавку в домашних условиях с помощью медикаментов и народных средств?

Как убрать бородавку в домашних условиях с помощью медикаментов и народных средств? Как вывести бородавки народными средствами: обзор домашних методов...

25 04 2024 12:14:53

Норма потери веса у новорожденных

Норма потери веса у новорожденных Норма потери веса у новорожденных Первые дни жизни: потеря веса у новорожденного Если беременность проходила без осложнений, малыш, скорее всего, сразу...

24 04 2024 7:15:15

Черная смородина: польза и вред для здоровья детей

Черная смородина: польза и вред для здоровья детей Черная смородина — польза и вред для здоровья Черная смородина, которая растет практически на каждом...

23 04 2024 22:38:39

Признаки пониженной кислотности желудка

Признаки пониженной кислотности желудка Признаки пониженной кислотности желудка Пониженная кислотность желудка — симптомы, лечение, таблица продуктов Говорить о пониженной кислотности, как о...

22 04 2024 18:44:50

Почему развивается и чем опасна киста гайморовой пазухи

Почему развивается и чем опасна киста гайморовой пазухи Киста гайморовой пазухи Киста гайморовой пазухи представляет собой шаровидную емкость, заполненную...

21 04 2024 6:34:45

Как сбить температуру у взрослого народными средствами

Как сбить температуру у взрослого народными средствами Как сбить температуру в домашних условиях – основные методы Повышенная температура тела – признак...

20 04 2024 11:49:56

Устранение запоров у беременных при помощи глицериновых свечей

Устранение запоров у беременных при помощи глицериновых свечей Можно ли использовать глицериновые свечи при беременности В статье обсуждаем глицериновые...

19 04 2024 9:38:38

Высокий ЛГ: причины и лечение

Высокий ЛГ: причины и лечение Высокий ЛГ: причины и лечение Причины и последствия повышенного ЛГ у женщин автор Гульнара Кливленд обновлено 15 января 2019 вопросы и ответы Нет...

18 04 2024 3:24:53

Как правильно сделать массаж спины при остеохондрозе

Как правильно сделать массаж спины при остеохондрозе Массаж спины при остеохондрозе поясничного отдела позвоночника: противопоказания, техника выполнения...

17 04 2024 6:47:55

Как понять есть ли температура без градусника?

Как понять есть ли температура без градусника? Как понять есть ли температура без градусника? ликбез от дилетанта estimata Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания,...

16 04 2024 5:20:36

Тамоксифен – инструкция по применению, форма выпуска, состав, показания, побочные эффекты, аналоги и цена

Тамоксифен – инструкция по применению, форма выпуска, состав, показания, побочные эффекты, аналоги и цена Тамоксифен - инструкция по применению, отзывы,...

15 04 2024 12:30:59

Как научить ребёнка кушать ложкой самостоятельно? Правила подготовки и 6 полезных рекомендаций

Как научить ребёнка кушать ложкой самостоятельно? Правила подготовки и 6 полезных рекомендаций Консультация для родителей «Как научить ребёнка в раннем...

14 04 2024 6:29:41

Слюнные железы: где находятся, топография, значение и строение

Слюнные железы: где находятся, топография, значение и строение Слюнные железы: где находятся, топография, значение и строение Слюнные железы: где находятся, топография, значение и строение В полость рта открываются...

13 04 2024 21:14:46

Какие витамины нужны взрослому для укрепления иммунитета?

Какие витамины нужны взрослому для укрепления иммунитета? Какие витамины поднимут и укрепят иммунитет взрослого человека? Ослабленный иммунитет — главная...

12 04 2024 13:25:20

Причины и признаки рака прямой кишки у мужчин и женщин

Причины и признаки рака прямой кишки у мужчин и женщин Причины и признаки рака прямой кишки у мужчин и женщин Рак прямой кишки у мужчин: признаки и отличия от геморроя Злокачественный процесс в прямой кишке...

11 04 2024 10:34:21

Что делают клещи зимой?

Что делают клещи зимой? Что делают клещи зимой? Живут ли клещи зимой. Большинство из нас точно знает, что зимой никакие насекомые или паразиты не активны. Эта пора для них —...

10 04 2024 3:13:23

Как отбелить зубы в домашних условиях: простые и доступные способы

Как отбелить зубы в домашних условиях: простые и доступные способы Как отбелить зубы в домашних условиях: простые и доступные способы Самые лучшие способы отбеливания зубов в домашних условиях Белоснежная, сияющая улыбка...

09 04 2024 0:44:31

Какие таблетки эффективны при артрозе и как их правильно принимать?

Какие таблетки эффективны при артрозе и как их правильно принимать? Какие таблетки эффективны при артрозе и как их правильно принимать? Какие таблетки эффективны при артрозе и как их правильно принимать? Таблетки от...

08 04 2024 1:13:10

Доброкачественные новообразования кожи: виды и риски перерождения

Доброкачественные новообразования кожи: виды и риски перерождения Доброкачественные новообразования кожи: виды и риски перерождения Доброкачественные новообразования кожи: виды и риски перерождения Новообразования на...

07 04 2024 2:47:36

Диета — первый шаг к выздоровлению при крапивнице

Диета — первый шаг к выздоровлению при крапивнице Диета – первый шаг к выздоровлению при крапивнице Крапивница – это дерматологическое заболевание, при...

06 04 2024 13:15:38

Герпес опоясывающий. Лечение народными средствами.

Герпес опоясывающий. Лечение народными средствами. Герпес опоясывающий. Лечение народными средствами. Народное лечение опоясывающего лишая – рецепты ЗОЖ Опоясывающий лишай (опоясывающий герпес) —...

05 04 2024 0:38:55

Побочное действие прививки от столбняка у взрослых

Побочное действие прививки от столбняка у взрослых Побочное действие прививки от столбняка у взрослых Вредна ли прививка от столбняка: побочные действия у взрослых и детей Столбняк – опасное инфекционное...

04 04 2024 6:31:53

Бензилбензоат — эффективное средство от чесотки

Бензилбензоат — эффективное средство от чесотки Мазь от чесотки бензилбензоат Чесотка — заболевание, вызванное, появлением чесоточного клеща под верхним...

03 04 2024 3:22:21

Фестал

Фестал Фестал В состав препарата включены активные компоненты: панкреатин, гемицеллюлаза и компоненты желчи. Дополнительные составляющие: натрия хлорид,...

02 04 2024 22:10:25

Актовегин при беременности — инструкция по применению. Для чего назначают Актовегин при беременности

Актовегин при беременности — инструкция по применению. Для чего назначают Актовегин при беременности Актовегин при беременности: чем полезен и в каких...

01 04 2024 10:13:21

Желатин для суставов — миф или реальность, польза и вред от желатина

Желатин для суставов — миф или реальность, польза и вред от желатина Желатин для суставов — миф или реальность, польза и вред от желатина Необходимое...

31 03 2024 19:51:47

Можно ли купаться с месячными и как избежать протекания

Можно ли купаться с месячными и как избежать протекания Можно ли купаться с месячными и как избежать протекания Можно ли купаться с месячными и как избежать протекания Многие женщины не раз попадали в ситуацию,...

30 03 2024 19:14:50

Почему головные боли могут быть очень частыми?

Почему головные боли могут быть очень частыми? Почему головные боли могут быть очень частыми? Постоянно болит голова Сегодня всё чаще мы сталкиваемся с таким состоянием, как постоянная головная боль,...

29 03 2024 4:55:12

Еще:
здоровье и качество жизни -1 :: здоровье и качество жизни -2 :: здоровье и качество жизни -3 :: здоровье и качество жизни -4 ::