Семья, здоровье и благополучие    


Занятия для школьника с умственной отсталостью

Занятия для школьника с умственной отсталостью

Занятия для школьника с умственной отсталостью

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью

Общение является неотъемлемой частью жизни каждого человека с самых первых дней его существования. Данный процесс обеспечивает дальнейшее развитие ребенка, как в интеллектуальном, так и в психологическом плане. Если у малыша хорошее умственное развитие, проблем никаких возникнуть не должно, однако существует понятие умственной отсталости. Является ли такой диагноз приговором для ребенка, или возможна тренировка мыслительных процессов? Что представляют собой коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью и какие задачи они решают? Как и где можно заниматься и, самое главное, какие же это занятия? Обо все об этом и пойдет речь в материалах этой статьи.

Что представляет собой умственная отсталость

Умственная отсталость (УО) – совокупность различных психологических патологий, которые приводят к нарушению умственной деятельности человека, незавершенное развитие психики. Возникает она из-за многих факторов, как внешних, так и внутренних. Например, УО может возникнуть, вследствие мутации генов, из-за наличия у матери сахарного диабета или от травмы, полученной при родах. Людям, страдающим от этого состояния, сложно прижиться в обществе, общаться с окружающими. Чаще всего от умственной отсталости страдают дети. Однако в настоящее время существуют крайне действенные коррекционные занятия, которые смогут помочь ребенку с легкой формой умственной отсталости.

Классификация заболевания учитывает двойной критерий: анатомопатологический и патогенный. Рассмотрим виды умственной отсталости.

  1. Биопатическая френостения: характерна для врожденных, токсических или инфекционных факторов развития недуга.
  2. Церебратопатическая феностения: обусловлена токсичным, инфекционным или травматическим факторами развития недуга, оказывает прямое действие на мозг, относится к приобретенным патологиям;
  3. Биоцеребратопатическая феностения: комплекс врожденных и приобретенныхфакторов развития болезни.
  4. Диспландозная феностения: толчок развитию недуга дают эндокринные изменения в организме.

Эти группы могут комплектоваться несколькими клиническими формами, которые в медицине именуют типами:

  • идиотический тип: ребенок не может внятно изъясняться, не развито словесное выражение мыслей;
  • имбециллический тип: ребенок не способен обучиться письменности;
  • везанический тип: характерно для детей с умственной слабостью;
  • эпилептоидный тип: обусловлен олигофреническими проявлениями с эпилептическими симптомами;
  • инфантильный тип: для этого типа свойственны генитальная гипоплазия и любая другая форма инфантилизма.

Упрощенная же классификация умственной отсталости, доступная для восприятия людьми без медицинского образования, основывается на степени тяжести заболевания и включает в себя следующие виды.

  • легкая УО – дебильность;
  • умеренная УО – слабовыраженная имбецильность;
  • тяжелая УО – выраженная имбецильность;
  • глубокая УО – идиотия.

Мы рассматриваем включение порядка, установленного в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам: Международная классификация болезней ВОЗ (ICD 8) основана на схеме, которая присваивает 3 цифры для обозначения основной категории болезней и четвертой цифры для спецификации дополнительных деталей в каждой основной категории. Диагностическая классификация умственной отсталости основана на IC:

  1. 3.1.0. Пограничная умственная отсталость (CI 68-85) 3.1.3. Тяжелая умственная отсталость (CI20-35)
  2. 3.1.1. Умеренная умственная отсталость (CI 52-67) 3.1.4. Глубокая умственная отсталость (IC — 20)
  3. 3.1.2. Умеренная умственная отсталость (CI 36-51) 3.1.5. Умственная отсталость не указана

Категории 3.1.0 и 3.1.4 основаны на статистическом распределении уровней интеллектуального функционирования для населения в целом. IC не является единственным критерием, используемым для постановки диагноза умственной отсталости или оценки его тяжести, но он должен служить для оценки адаптационной способности пациента, вмешиваясь также в историю развития пациента, его текущее функционирование, его профессиональные достижения и академиков, их двигательных навыков, их социального и эмоционального созревания.

Категория 3.1.5 — это пациенты, интеллектуальное функционирование которых невозможно точно оценить, но считается ненормальным.

Основные задачи коррекционных занятий

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на развитие у них таких способностей, как мышление, воображение, речевая деятельность, навыки письма и прочие. Занятия разделены на категории. Рассмотрим каждую отдельно.

  1. Развитие крупной и мелкой моторики ребенка.
    Принято считать, что основой будущих талантов малыша является совершенствование мелкой моторики. Участки головного мозга, которые отвечают за это развитие, находятся близко к зонам мышления, воображения, речевой деятельности, внимания. Совершенствовать умения ребенка нужно постепенно: начинать с самых простых движений и добавлять более сложные по мере успеха. При коррекционных занятиях для детей с умственной отсталостью особое внимание уделяется данному пункту. Малышей учат владеть письменными принадлежностями (карандашом, ручкой), вырезать фигуры из бумаги, как можно больше рисовать и делать различные аппликации. Все эти действия помогут развить нужные зоны головного мозга.
  2. Тактильное восприятие окружающего мира.
    Ребенок научится определять предметы на ощупь, распознавать каждый из них, выделять свойства и качества вещей (насколько они холодные или теплые, крупные или мелкие, мягкие или твердые и т.д.).
  3. Восприятие предметов
    Способность отличить одну вещь от другой по различным качествам. Различие цветов, оттенков, размеров, формы предметов. Их сравнение и возможность к группированию, конструированию.
  4. Кинетическое развитие.
    Суть заключается в усовершенствовании осознания движений ребенком, образовании различных повадок и т.д.
  5. Формирование зрительного восприятия.
    И его дальнейшее развитие. Цель – научить ребенка анализировать увиденные им вещи, события, сформировать зрительную память и улучшить координацию движений рук и глаз.
  6. Формирование слухового восприятия.
    Действия, направленные на восприятие ребенком звуков, их различение и развитие чувства ритма у малыша. Прослушивание музыки, звуков животных.
  7. Осознание времени и пространства.
    Очень важно помочь ребенку понимать происходящее вокруг него, ориентироваться в пространстве, различать времена года, определять время по часам.
  8. Взаимодействие со взрослыми.
    Умственно отсталые дети должны понимать, что они могут обратиться за помощью к старшим в любой ситуации, особенно в моменты опасности или при возникновении проблем со здоровьем.

Где можно проводить коррекционные занятия?

То, где будут проводиться занятия по коррекции, напрямую зависит от места обучения ребенка. Это обычно определяет специальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). В нее входят профессиональные врачи, психологи и другие специалисты. Они оценивают психологическое и умственное состояние ребенка путем проведения небольшой беседы и назначают место его дальнейшего обучения.

Варианты следующие:

  • Общеобразовательная школа.
    Подходит для детей с легкой формой умственной отсталости. Однако родители или опекуны должны быть готовы к тому, что ребенок в любом случае будет отставать от своих сверстников. Это повлечет за собой некие трудности (плохое настроение, депрессии, боязнь неудач).
    При выборе этого варианта обязательно нужно записать ребенка на специальные курсы, где будут проводиться коррекционные занятия, ведь в обычной школе это будет невозможно. Если есть возможность, заниматься с ребенком дома.
  • Интернаты для детей с ОУ.
    Или специализированные школы. В таком случае, коррекционные занятия проводятся во время нахождения детей в учреждении.
  • Коррекционные классы.
    Классы в обыкновенных школах, предназначенные исключительно для детей с УО. Упрощенная программа для детей с психологическими проблемами. Подходит лишь для детей с легкой формой патологии.

Коррекционные занятия для детей с УО обязательно должны проводить квалифицированные специалисты, знающие толк в своем деле. При этом должны учитываться особенности патологии, характеры детей, их поведение и возможности.

Главный плюс проведения занятий в коллективе – дети быстрее адаптируются в обществе своих сверстников и проще идут на контакт. Однако применим такой способ только при легкой форме умственной отсталости. При тяжелой степени упражнения по коррекции делаются, как правило, на дому.

Коррекционные занятия в домашних условиях

Не каждый ребенок способен выполнять упражнения в коллективе, а многие родители просто боятся возможных последствий и того, что большое количество людей рядом плохо скажется на слабой психике малыша. В таких случаях вызывают специалиста на дом. Однако полагаться только на его старания нельзя. Родители или опекуны также должны участвовать в развитии ребенка, помогать ему. Важным моментом в данном вопросе является безопасность и создание уютной для малыша атмосферы. Неострые развивающие игрушки, присутствие родителя при работе психолога и т.д. Залог эффективности проводимых коррекционных занятий заключается в ежедневной работе с ребенком. Потребуется очень много времени, чтобы упражнения привели к желаемому результату.

Примеры коррекционных занятий и упражнений

Для развития крупной и мелкой моторики:

  • Растопырить пальцы – сжать в кулак – разжать;
  • Работа с пластилином;
  • Перекладывать вещи из одного места в другое;
  • Пройти по прямой начерченной педагогом линии;
  • Пробежать, неся в руке какой-то предмет;
  • Работа с меловой доской и т.д.

Для развития памяти и внимательности:

  • Работа с изображениями. Педагог раскладывает их на столе, отсчитывает несколько секунд, а затем убирает. Ребенок по памяти называет увиденные им картинки;
  • Психолог задает несложные вопросы детям. Например, «Что ты ел на завтрак?» или «Сколько у тебя братьев/сестер?». Так ребенок будет совершенствовать свою память;
  • Несколько ударов воспитателем в ладоши. Ребенок должен запомнить и назвать их количество;
  • Ритмичный стук карандаша о стол. Малыш его повторяет. Так улучшается память и развивается чувство ритма;
  • Педагог проделывает каное-нибудь несложное движение, а воспитанник это повторяет.
Читать еще:  Семерка эпифитов для выращивания в домашних условиях

Для того, чтобы определить быстроту движения ребенка:

  • Убрать руки за спину по команде;
  • Быстро вытереть доску или убрать игрушки;
  • Педагог показывает картинки в достаточно быстром темпе. Ребенок должен успевать называть видимые изображения;
  • Быстрое движение рук по согласно команде.

Для различения предметов по их свойствам:

  • Педагог показывает предмет любого цвета из геометрической мозаики и просит ребенка найти вещи такого же. То же самое с формой вещи, ее размером и т.д.;
  • Складывание кубиков в коробку, их группирование по цветам, форме и т.д.;
  • Педагог учит ребенка названиям цветов, постепенно добавляя наименования оттенков.

Для особо беспокойных детей:

Очень важные упражнения для импульсивного ребенка. Чередовать их нужно с обычными коррекционными заданиями.

  • Спокойно посидеть несколько секунд;
  • Игра в «молчанку» хорошо способствует развитию усидчивости малыша;
  • Бесшумные действия (встать, сесть и т.д.) ;
  • Без единого звука принести предмет, который попросит педагог.

Прогнозы коррекционных занятий

То, к чему приведут упражнения по коррекции, напрямую зависит от качества и частоты их выполнения, а также степени умственной отсталости. Если у ребенка легкая форма этого недуга, прогнозы благоприятны. Большинство таких детей способны учиться в общеобразовательных школах и даже достигать неплохих результатов при обучении в ВУЗах. Однако при тяжелой степени УО на получение нужного эффекта уйдет гораздо больше времени. Причина этому – аномалии мозга или другие врожденные патологии, которые нередко встречаются у детей с более серьезной формой умственной отсталости. Людям с особенно тяжелой умственной отсталостью понадобится помощь и поддержка на протяжении всей жизни.

Цикл занятий по развитию сенсомоторики младших школьников с умственной отсталостью

На современном этапе развития российского общества наблюдается рост детей с умственной отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития умственной отсталости. На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.

Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, особенно младшего школьного возраста занимает развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения ребенка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами на письме и чтении. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок двигается, тем лучше он обычно говорит.

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы В.М. Бехтерева так же доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Проблемой развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью занимался Э. Сеген, который разработал методику обучения на основе стимуляции органов чувств. М. Монтессори разработала систему обучения и развития детей с проблемами в развитии, основанную на развитии сенсорики и моторики ребенка. С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф отмечали, что дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых детей оказывается ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления. В настоящее время Л.А. Метиева и Э.Я. Удалова разработали программу курса коррекционных занятий и серию методических рекомендаций «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Установлено, что у детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют его знакомство с окружающим миром.

Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью зависит от создания психолого-педагогических условий развития. В качестве таких обстоятельств выделяют следующее: использование в образовательном процессе различных приемов работы с детьми с умственной отсталостью и различных видов изобразительного творчества. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребенка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.

Первым условием является использование различных видов изобразительного творчества. Это ставшие уже привычными – рисование, аппликация, лепка, конструирование, плетение, вязание, вышивание, шитье; так и нетрадиционные, мало использующиеся в практике работы педагогов – выкладывание мозаики; сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; ниткопись; оригами и другое. Данная практическая деятельность не только способствует развитию сенсомоторики у детей с умственной отсталостью, но и вызывает у них положительные эмоции, помогает снизить утомление.

Для повышения эффективности работы по развитию сенсомоторики большое значение имеет следующее условие – использование в образовательном процессе различных приемов: дидактические игры, игры с песком, водой, кубиками, конструктором, мозаиками, графические игровые упражнения, пальчиковые игры, глазодвигательные упражнения, подвижные игры, физкультурные упражнения игрового характера и так далее. «Пальчиковый игротренинг» включает в себя статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук; динамические игровые упражнения; пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.

Однако анализ работы педагогов с умственно-отсталыми детьми, позволяет сделать вывод, что в специальных образовательных учреждениях мало внимания уделяется развитию сенсомоторики детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью развития сенсомоторики у младшего школьника с умственной отсталостью и недостаточной методической разработанностью вопроса о необходимых и достаточных условиях, обуславливающих данное развитие.

Целью занятий является: создание условий для развития сенсомоторики у младших школьников с умственной отсталостью.

Задачи:

  • Способствовать коррекции зрительно-двигательной и моторной координации ребенка.
  • Осуществлять коррекцию осязания и мелкой моторики ребенка.
  • Способствовать развитию зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания.

Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Но коррекционная направленность данного курса не может в полной мере заменить собой коррекционную направленность всего процесса обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных учащихся или подгрупп учащихся.

Принципы построения занятий:

  • системность и последовательность подачи материала;
  • наглядность обучения;
  • цикличность построения занятий;
  • доступность;
  • развивающий и воспитывающий характер учебного материала.

Занятия рассчитаны на 11 недель. Всего 11 занятий при частоте встреч 1 раз в неделю. Количество детей в группе не более 10 человек в возрасте 7-9 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Особенности детей с умственной отсталостью с их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, затруднениями при необходимости применять умственные усилия, требуют внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их в учение с постоянным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Вследствие этого, занятие представляет собой игру-оболочку, которая состоит из 4 частей и осуществляется в течение 40 минут.

Первая часть занятия состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз. Упражнения гимнастики для глаз позволяют расширить зрительно-пространственную активность, улучшить восприятие.

Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия. Межполушарная связь и межполушарное взаимодействие имеют большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи. Выполняются данные упражнения в течение 3 минут. Использованные в занятиях упражнения представлены в Приложении 1.

Вторая часть занятия – разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятиям. Разминка включает два вида упражнений: одно упражнение на развитие внимания, памяти, мышления, второе – на развитие восприятия. По времени выполнение данных упражнений занимает 5-10 минут. Использованные игры и упражнения для разминки представлены в Приложении 2.

Основная частьзанятия (третья) состоит из задания изобразительного характера: лепкой, рисованием, аппликацией и так далее. Здесь же проводятся игры и упражнения на развитие восприятия и ощущений. По времени эта часть занимает 15-20 минут. В составе этой части проводятся подвижные игры малой активности, так как у детей с умственной отсталостью снижена работоспособность и отмечается низкий уровень концентрации внимания. Данные игры выступают в роли физминуток и позволяют развивать общую моторику, координацию движений, деятельности зрительного и слухового анализаторов. Здесь же можно провести пальчиковые игры и упражнения. Описание изобразительных техник представлено в Приложении 3, пальчиковые игры, упражнения – в Приложении 4. В использованные на занятиях игры малой подвижности, представлены в Приложении 5.
Четвертая часть занятия – упражнения на релаксацию (Приложение 6), сопровождающиеся расслабляющейся музыкой и позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию. На нее отводится 3 минут.
Заканчивается занятие ритуалом прощанием педагога с детьми. Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково. Для приветствия используются упражнения «Комплимент» и «Круг»: все дети и педагог встают в круг и сначала каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное «Здрав-ствуй-те. », произнесенное хором. Ритуал прощания проводится аналогично: сначала слова благодарности друг другу за работу, общее рукопожатие и потом произнесение хором «До-сви-да-ни-я. ».

Читать еще:  Таблетки от головной боли при беременности

Занятия для детей с умственной отсталостью – Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью

Цикл занятий по развитию сенсомоторики младших школьников с умственной отсталостью

Разделы:
Школьная психологическая служба

Класс:

На современном этапе развития российского
общества наблюдается рост детей с умственной
отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи
сегодня изучают проблему развития умственной
отсталости. На сегодняшний день
психолого-педагогической наукой доказано, что из
всех функциональных отклонений в состоянии
здоровья человека по социальным последствиям
умственная отсталость является наиболее
распространенным и тяжелым дефектом развития.

Важное значение в работе с умственно отсталыми
детьми, особенно младшего школьного возраста
занимает развитие сенсомоторики, поскольку она
влияет на процесс обучения ребенка. Установление
межанализаторных связей и успешный синтез
зрительной, слуховой и кинестетической
информации обеспечивают правильное соотнесение
звуков устной речи с буквами на письме и чтении.
Развитие двигательной функции активизирует
развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок
двигается, тем лучше он обычно говорит.

Исследованиями учёных Института физиологии
детей и подростков (М.М. Кольцова,
Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была
подтверждена связь интеллектуального развития и
пальцевой моторики. Работы В.М. Бехтерева так
же доказали влияние манипуляции рук на функции
высшей нервной деятельности, развитие речи.

Проблемой развития сенсомоторики у детей с
умственной отсталостью занимался Э. Сеген,
который разработал методику обучения на основе
стимуляции органов чувств. М. Монтессори
разработала систему обучения и развития детей с
проблемами в развитии, основанную на развитии
сенсорики и моторики ребенка. С.Я. Рубинштейн,
Ж.И. Шиф отмечали, что дефектное развитие
ощущений и восприятий у умственно отсталых детей
оказывается ядерными симптомами умственной
отсталости, которые затрудняют формирование
представлений о времени, тормозят развитие
психических процессов, в частности, мышления. В
настоящее время Л.А. Метиева и Э.Я. Удалова
разработали программу курса коррекционных
занятий и серию методических рекомендаций
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Установлено, что у детей с умственной
отсталостью сенсомоторное развитие значительно
отстает по срокам формирования и проходит
чрезвычайно неравномерно. Замедленность,
недифференцированность, узость объема
зрительного восприятия, нарушения и
специфические недостатки моторики затрудняют
его знакомство с окружающим миром.

Развитие сенсомоторики у детей младшего
школьного возраста с умственной отсталостью
зависит от создания психолого-педагогических
условий развития. В качестве таких обстоятельств
выделяют следующее: использование в
образовательном процессе различных приемов
работы с детьми с умственной отсталостью и
различных видов изобразительного творчества.
Эти условия должны учитывать интересы и
потребности ребенка и его развитие, возрастные
особенности и задачи
коррекционно-воспитательного воздействия.

Первым условием является использование
различных видов изобразительного творчества
.
Это ставшие уже привычными – рисование,
аппликация, лепка, конструирование, плетение,
вязание, вышивание, шитье; так и нетрадиционные,
мало использующиеся в практике работы педагогов
– выкладывание мозаики; сортировка мелких
геометрических фигур или предметов с учетом их
формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка;
ниткопись; оригами и другое. Данная практическая
деятельность не только способствует развитию
сенсомоторики у детей с умственной отсталостью,
но и вызывает у них положительные эмоции,
помогает снизить утомление.

Для повышения эффективности работы по развитию
сенсомоторики большое значение имеет следующее
условие – использование в образовательном
процессе различных приемов
: дидактические
игры, игры с песком, водой, кубиками,
конструктором, мозаиками, графические игровые
упражнения, пальчиковые игры, глазодвигательные
упражнения, подвижные игры, физкультурные
упражнения игрового характера и так далее.
«Пальчиковый игротренинг» включает в себя
статические игровые упражнения для пальцев и
кистей рук; динамические игровые упражнения;
пальчиковые игры и упражнения со стихотворным
сопровождением.

Однако анализ работы педагогов с
умственно-отсталыми детьми, позволяет сделать
вывод, что в специальных образовательных
учреждениях мало внимания уделяется развитию
сенсомоторики детей младшего школьного возраста
с умственной отсталостью.

Таким образом, выявляется противоречие между
необходимостью развития сенсомоторики у
младшего школьника с умственной отсталостью и
недостаточной методической разработанностью
вопроса о необходимых и достаточных условиях,
обуславливающих данное развитие.

Целью занятий является: создание
условий для развития сенсомоторики у младших
школьников с умственной отсталостью.

Задачи:

    Способствовать коррекции
    зрительно-двигательной и моторной координации
    ребенка.

Осуществлять коррекцию осязания и мелкой
моторики ребенка.

Способствовать развитию зрительного
восприятия через систему сенсорного воспитания.

Данный курс занятий является коррекционно
направленным: наряду с развитием общих
способностей предполагается исправление
присущих детям с интеллектуальными нарушениями
недостатков психофизического развития и
формирование у них относительно сложных видов
психической деятельности. Но коррекционная
направленность данного курса не может в полной
мере заменить собой коррекционную
направленность всего процесса обучения и
воспитания в специальной (коррекционной) школе.
Общая коррекционная работа, осуществляемая в
процессе урока, должна дополняться на занятиях
индивидуальной коррекцией недостатков,
характерных для отдельных учащихся или подгрупп
учащихся.

Принципы построения занятий:

    системность и последовательность подачи
    материала;

цикличность построения занятий;

развивающий и воспитывающий характер учебного
материала.

Занятия рассчитаны на 11 недель. Всего 11 занятий
при частоте встреч 1 раз в неделю. Количество
детей в группе не более 10 человек в возрасте 7-9
лет с легкой степенью умственной отсталости.

Особенности детей с умственной отсталостью с
их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью,
затруднениями при необходимости применять
умственные усилия, требуют внесения игровых
моментов, частой смены форм работы, перерывов для
отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их
в учение с постоянным учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка. Вследствие этого,
занятие представляет собой игру-оболочку,
которая состоит из 4 частей и осуществляется
в течение 40 минут.

Первая часть занятия состоит из
комплекса упражнений для развития мелкой
моторики и гимнастики для глаз. Упражнения
гимнастики для глаз позволяют расширить
зрительно-пространственную активность, улучшить
восприятие.

Целью упражнений для развития мелкой моторики
является развитие межполушарной связи и
межполушарного взаимодействия. Межполушарная
связь и межполушарное взаимодействие имеют
большое значение для развития мелкой моторики
путем синхронизации работы полушарий головного
мозга. Также благоприятно сказывается на
развитии способностей, памяти, внимания,
мышления, речи. Выполняются данные упражнения в
течение 3 минут. Использованные в занятиях
упражнения представлены в Приложении
1
.

Вторая часть занятия – разминка. Ее задача
– сбросить инертность физического и
психического самочувствия, поднять общий тонус,
настроить детей на активную работу, «разогреть»
внимание и интерес ребенка к занятиям. Разминка
включает два вида упражнений: одно упражнение на
развитие внимания, памяти, мышления, второе – на
развитие восприятия. По времени выполнение
данных упражнений занимает 5-10 минут.
Использованные игры и упражнения для разминки
представлены в Приложении 2.

Основная частьзанятия (третья) состоит из
задания изобразительного характера: лепкой,
рисованием, аппликацией и так далее. Здесь же
проводятся игры и упражнения на развитие
восприятия и ощущений. По времени эта часть
занимает 15-20 минут. В составе этой части
проводятся подвижные игры малой активности, так
как у детей с умственной отсталостью снижена
работоспособность и отмечается низкий уровень
концентрации внимания. Данные игры выступают в
роли физминуток и позволяют развивать общую
моторику, координацию движений, деятельности
зрительного и слухового анализаторов. Здесь же
можно провести пальчиковые игры и упражнения.
Описание изобразительных техник представлено в Приложении 3,
пальчиковые игры, упражнения – в Приложении
4
. В использованные на занятиях игры
малой подвижности, представлены в Приложении
5
.
Четвертая часть занятия – упражнения
на релаксацию (Приложение 6),
сопровождающиеся расслабляющейся музыкой и
позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное
и эмоциональное напряжение, развивать
воображение и фантазию. На нее отводится 3 минут.

Заканчивается занятие ритуалом прощанием
педагога с детьми. Приветствие и прощание во всех
занятиях проходят одинаково. Для приветствия
используются упражнения «Комплимент» и «Круг»:
все дети и педагог встают в круг и сначала каждый
участник должен сказать своему соседу что-нибудь
приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное
«Здрав-ствуй-те. », произнесенное хором. Ритуал
прощания проводится аналогично: сначала слова
благодарности друг другу за работу, общее
рукопожатие и потом произнесение хором
«До-сви-да-ни-я. ».

Индивидуальное занятие с ребенком с умственной отсталостью

1. Организационный момент:
По дорожке к сказке в дом
Мы сейчас с тобой пойдем:
По прямой — идем, идем
По извилистой пойдем
Домик мы с тобой найдем.

2. Дидактическое упражнение: «Угадай, кто в доме живет».
— Как ты думаешь. Кто живет в этом доме?
— Узнай жителей на экране и покажи пальчиками, тогда они появятся.
На мониторе последовательно появляются изображения частей тела животных: рога коровы, хвост собаки, ноги козы, иголки ежа.
Ребенок называет животных и показывает на пальцах. На мониторе последовательно появляются изображения коровы, козы, собаки, ежа.
Появившееся животное подает голос.
— Как корова подает голос? ( «му», корова мычит)
— Как коза (собака, еж) подает голос? ( «бе», коза блеет; собака лает; еж пыхтит)

Читать еще:  Грандаксин® (Grandaxin®)

— Кого ты нашел? Почему ты думаешь, что это заяц? (лиса, еж).
— Сколько ежей ты нашла?
(ребенок достает и пересчитывает — 4 ежа и 1суджок).
— Здесь все ежи? Почему ты перепутал ежа и мяч?
— Наши ежики немного отдохнут. А мы поиграем мячом.
Массаж пальцев рук и ладоней суджоком по подражанию
Покатился круглый ежик
По ладошке, по ладошке,
Он по пальчикам бежит,
Потихонечку пыхтит

5. Д/игра «Угостим ежей»
— Чем можно угостить наших друзей? ( яблоками, грибами).
— Дай каждому ежу столько яблок, сколько листьев на иголках. (1, 2, 3,4)
(яблоки раскладывает пинцетом).
— Весной всем не хватает витаминов. Капни столько витаминов, сколько яблок у ежей (использование пипетки).
Поели наши ежи и захотели погулять. И мы вместе с ними.
Динамическая пауза «Дом» (по подражанию)
Мы с тобою строим дом,
Есть окошко в доме том,
Рядом елочка растет,
Ежик в домике живет.

6. Проблемная ситуация.
-Пока ежи веселились налетел злой ветер и замел норку травой и листьями. Не могут ежики найти свой дом, замерзли. Как им помочь?
( варианты помощи предлагает ребенок).
-У нас нет инструментов, чтобы построить дом.
Но в нашей сказке есть волшебный песок. Он нам поможет.

7. Упражнение: «Рисуем избушку для ежей»
Работа с песком: Ориентировка на плоскости и рисование на песке по инструкции:
— Вот песчаная полянка. Покажи середину полянки ( верх, низ, правую сторону, левую сторону).
— Посередине полянки стоит избушка.
— Вверху светит солнышко. У него 2 длинных луча и 2 коротких.
— Справа от избушки растут 2 елки. Одна высокая, одна низкая.
— Слева от избушки растут 2 высокие березы.
— Внизу, под горой бежит ручей.
— У ручья растет трава.
— А где же ежи? Посади коричневых ежей между елками. Розового ежа— под березу. Ежа в шляпе — перед домом.
Словесный отчет.
— Расскажи ежам:
— Где стоит избушка? С какой стороны от избушки растут елки? (березы),
— Что находится вверху? ( внизу).
— Только почему — то наши друзья загрустили.
— Покажи, какие они грустные
(ребенок мимикой изображает грусть).
— Чего-то не хватает на весенней полянке. Как ты думаешь — чего? (цветов)

8. Упражнение «Посадим цветы».
Работа с прищепками.
— Давай найдем и посадим цветы для ежей. Посади на травку 2 ромашки и столько же маков. Сколько всего цветов?
(показывает на пальцах 2 и 2 —всего 4)
— Красиво стало на полянке. Обрадовались ежи, улыбнулись.
Покажи, как они радуются (ребенок мимикой изображает радость).

9. Упражнение на релаксацию
— Побегали ежики по травке и решили отдохнуть и полюбоваться весенним лесом. И мы вместе с ними сядем поудобней и полюбуемся на лесную полянку.

10. Итог
— Ежики говорят тебе: «Спасибо за сказку. Приходи играть еще».
Ребенок прощается с друзьями и уходит.

Проведение и прогноз коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость у ребенка – это всегда тяжелая патология для коррекции и тяжелое испытание для родителей. Чаще всего когнитивные проблемы, связанные с патологией центрального отдела нервной системы, носят необратимый характер, поэтому полностью устранить умственное отставание в развитии не удается. Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на улучшение свойств высшей нервной деятельности, а также на адаптацию к общественной жизни. Они предоставляют возможности самостоятельно обслуживать себя в быту, зарабатывать, выполняя несложную, но важную работу.

Задача коррекционных занятий

Обучение детей с умственной отсталостью в условиях дошкольных учреждений, специализированных школ или индивидуально в домашних условиях должно преследовать такие цели:

  1. Сформировать базовые навыки устной речи, письма и чтения.
  2. Обучить основным арифметическим и геометрическим навыкам, развить пространственное мышление.
  3. Объяснить ребенку устройство мира и общества с акцентом на возможные опасности для жизни и здоровья, которые можно встретить на улице, в быту, на природе и т.д.
  4. Воспитать базовые основы этикета и поведения в общественных местах.
  5. Сформировать понимание своей личности, знание своих контактных данных, адреса и координаты родителей.
  6. Обучить ориентированию на местности, вначале в рамках своей квартиры и далее до важных элементов городской инфраструктуры.
  7. Объяснить ребенку ситуации, когда ему необходима помощь взрослых, особенно в моменты угрозы для его жизни, возникших проблем со здоровьем и т.д.

Занятия с маленьким пациентом должны проводиться в максимально доступной для него форме (беседы, песни, игры и т.д.). Если планируется посещение общеобразовательной школы, формат обучения должен сменится на тот, который максимально схож с общепринятым.

Дети с легкой умственной отсталостью довольно быстро адаптируются к социуму и часто обучаются в обыкновенных школах. Также они вполне могут получить профессионально-техническое образование и далее работать в определенных условиях промышленных производств, фабрик и т.д. Ребятам с тяжелыми формами умственного недоразвития требуется гораздо больше времени для овладения базовыми навыками речи и письма, а также для формирования успешной самостоятельной коммуникации с другими людьми.

Где они проводятся?

В зависимости от того, где воспитывается ребенок, а также от степени умственной недостаточности, занятия с ним могут проходить как в специализированных дошкольных учреждениях как обычного, так и интернатного типа, в специальных коррекционных классах общеобразовательных школ или индивидуально на дому.

Коррекционные упражнения для детей с умственной отсталостью должны осуществляться специально подготовленными педагогами с учетом индивидуальных особенностей патологии, поведения и желания к обучению. Преимущество коллективных занятий и упражнений в сравнении с индивидуальным обучением состоит в том, что ребенок более быстро адаптируется к сверстникам, может проявлять свои эмоции и более активно и охотно играть.

В зависимости от возраста детей, коррекционные упражнения могут носить форму активных подвижных игр, индивидуальных заданий, творческих поделок и т.д. Специализированные учреждения часто имеют довольно широкую материальную базу различных наглядных пособий, специальных развивающих игрушек и др., которые облегчают восприятие информации и лучше тренируют мышление таких детей.

Это связано как с особенностями поведения таких детей (им довольно сложно покидать привычную зону, где они живут и играют), неспособностью самостоятельно себя обслуживать, так и с явлениями психиатрических отклонений, которые часто сопутствуют такой патологии. Поэтому дети с тяжелой степенью интеллектуального дефицита, как правило, обучаются на дому.

Можно ли заниматься с ребенком дома?

Родители, которые воспитывают детей с недостаточными когнитивными функциями, довольно часто не хотят изолировать ребенка в интернатных учреждениях или боятся различных неприятностей при посещении коллективных занятий. Поэтому довольно актуальным является вопрос, как организовать коррекционные занятия в домашних условиях. Доступность различных методик, разнообразие развивающих игрушек, компьютерных программ и наглядных пособий, позволяет специалистам проводить обучение таких детей в домашних условиях.

Упражнения и занятия могут быть построены в форме игры, благодаря которой легко и непринужденно будет осваиваться новый учебный материал, а также важные элементы коммуникации с другими членами общества. Работа руками с различными игрушками, создание поделок, аппликаций, рисунки и т.д. позволят развивать не только мелкую моторику, строить ассоциативные связи, но и проявлять собственные черты личности.

Важным обстоятельством, которое должно соблюдаться при занятиях с умственно отстающими детьми в домашних условиях, является соблюдение безопасности и создание комфорта. Часто такие ученики не всегда адекватно воспринимают новых людей, им требуется довольно длительное время, чтобы привыкнуть к педагогу или психологу. Поэтому присутствие родителей на начальных этапах обучающих упражнений обязательно. Также важно учитывать особенности развивающих игрушек, которые не должны иметь мелких деталей и острых краев. По неосторожности именно это может привести к травмам, развитию неотложных состояний (удушье) и даже смерти ребенка.

Залогом эффективности коррекционных упражнений с умственно отсталыми детьми является повседневная кропотливая работа не только педагогов, психологов и врачей, но и родителей. Именно большое количество времени, требуемого для воспитания, зачастую становится лимитирующим фактором для взрослых, что и толкает их на решение об обучении такого ребенка в специализированном интернате.

Прогноз коррекционных занятий

Для учеников с легкой степенью умственной отсталости при правильных и постоянных занятиях – прогноз благоприятный. Большое число таких ребят обучаются в обычных общеобразовательных школах, наравне со сверстниками. Некоторые их них добиваются неплохих результатов даже при обучении в ВУЗах.

К сожалению, тяжелая форма умственного отставания в развитии, особенно на фоне врожденных наследственных синдромов или аномалий развития головного мозга, очень сложно поддается эффективной коррекции. Эффект от нее будет заметен по прошествии продолжительного отрезка времени.


У собаки глисты, что делать? Виды, симптомы, лечение, профилактика.

У собаки глисты, что делать? Виды, симптомы, лечение, профилактика. Глисты у собаки: симптомы, профилактика и лечение Многие собаководы часто сталкиваются...

15 05 2024 4:23:42

Вредно ли делать МРТ

Вредно ли делать МРТ Вредно ли МРТ для здоровья человека Есть ли вред для человеческого орнанизма от МРТ Магнитно резонансная томография (МРТ) – метод...

14 05 2024 11:47:44

Корень солодки детям от кашля

Корень солодки детям от кашля Корень солодки детям от кашля Сироп корня солодки детям от кашля Одним из препаратов для избавления от кашля у ребенка является сироп корня солодки....

13 05 2024 17:58:52

Чем мазать нос для профилактики простуды

Чем мазать нос для профилактики простуды Мазь в нос от гриппа Один из способов передачи простудных заболеваний — воздушно-капельным путём, то есть вирусы...

12 05 2024 14:26:53

Детский Панадол суспензия - официальная инструкция по применению

Детский Панадол суспензия - официальная инструкция по применению Детский Панадол суспензия - официальная инструкция по применению Детский Панадол суспензия - официальная* инструкция по применению ИНСТРУКЦИЯпо...

11 05 2024 20:44:45

Как лечить белые гнойники в горле без температуры, фото

Как лечить белые гнойники в горле без температуры, фото Как лечить белые гнойники в горле без температуры, фото Гнойник в горле без температуры: как и чем лечить? Появления гнойника в горле — распространенный...

10 05 2024 6:22:46

Раскодироваться от дисульфирама, нейтрализовать цинамид — голая правда

Раскодироваться от дисульфирама, нейтрализовать цинамид — голая правда Раскодироваться от дисульфирама, нейтрализовать цинамид — голая правда Раскодироваться от дисульфирама, нейтрализовать цинамид — голая правда Дисульфирам...

09 05 2024 1:33:20

Влияние алкоголя и курения на кишечник

Влияние алкоголя и курения на кишечник Влияние алкоголя и курения на кишечник Каждому нужно знать, какое влияние курение и алкоголь оказывают на кишечник....

08 05 2024 1:16:52

Как правильно сочетать продукты питания?

Как правильно сочетать продукты питания? Как правильно сочетать продукты: принципы гармоничного питания Наш организм — это мини-завод по переработке...

07 05 2024 4:12:10

Анатоксин стафилококковый очищенный адсорбированный для профилактики стафилококковой инфекции

Анатоксин стафилококковый очищенный адсорбированный для профилактики стафилококковой инфекции Анатоксины Анатоксин стафилококковый очищенный...

06 05 2024 17:12:56

Джем из киви: пошаговый рецепт с фото

Джем из киви: пошаговый рецепт с фото Джем из киви: пошаговый рецепт с фото Изумрудный джем из киви Изумрудный и красивый, очень вкусный джем, попробуйте! Ингредиенты для «Изумрудный джем из...

05 05 2024 16:38:21

Йога для растяжки и раскрытия тазобедренных суставов

Йога для растяжки и раскрытия тазобедренных суставов Последовательность для безопасного раскрытия тазобедренных суставов Эта последовательность из 16 асан...

04 05 2024 10:12:57

Как бороться с болезнями инжира

Как бороться с болезнями инжира Как бороться с болезнями инжира Южное фикусовое растение — инжир в простонародье называют смоковницей, или фиговым...

03 05 2024 19:43:11

Ротавирус у грудничка

Ротавирус у грудничка Как распознать ротавирус у грудничка и детей до года: типичные признаки, первые симптомы и лечение Ежегодно у грудных детей...

02 05 2024 20:21:54

Главные достоинства немецких имплантов Semados и каталог продукции этой марки

Главные достоинства немецких имплантов Semados и каталог продукции этой марки Главные достоинства немецких имплантов Semados и каталог продукции этой марки Semados импланты – правильное решение для любого клинического случая от...

01 05 2024 16:36:13

Ядовитые цветы: какую опасность они в себе таят?

Ядовитые цветы: какую опасность они в себе таят? Ядовитые цветы: какую опасность они в себе таят? 11 страшно ядовитых растений, о которых необходимо знать каждому На природе всегда есть вероятность...

30 04 2024 17:41:45

Причины и лечение неврита плечевого нерва

Причины и лечение неврита плечевого нерва Причины и лечение неврита плечевого нерва Невралгия плечевого нерва Часто советуют не путать невралгию с невритом плечевого нерва, но неопытному человеку...

29 04 2024 8:38:13

Как стать идеальной женой

Как стать идеальной женой Как стать хорошей женой и идеальной хозяйкой для своего мужа Содержание Любой мужчина желает видеть в качестве супруги...

28 04 2024 14:39:51

Ожирение 2 степени – в одном шаге от патологии

Ожирение 2 степени – в одном шаге от патологии Ожирение 2 степени: как лечить заболевание Увеличение массы тела происходит постепенно, поэтому многие...

27 04 2024 6:24:37

Как правильно похудеть

Как правильно похудеть Как правильно похудеть - основы правильного питания для похудения Лишний вес – распространенная проблема, которая является...

26 04 2024 5:16:29

Геморрагический инсульт головного мозга

Геморрагический инсульт головного мозга Геморрагический инсульт головного мозга Геморрагический инсульт Геморрагический инсульт — спонтанное (нетравматическое) кровоизлияние в полость черепа....

25 04 2024 9:35:50

Кальцемин® (Calcemin)

Кальцемин® (Calcemin) Кальцемин ® (Calcemin ® ) Содержание Фармакологическая группа Нозологическая классификация (МКБ-10) 3D-изображения Описание...

24 04 2024 5:52:43

Боль в левом боку живота внизу: причины 250449 26

Боль в левом боку живота внизу: причины 250449 26 Боль в левом боку живота внизу: причины 250449 26 Левосторонние боли внизу живота у женщин: причины, диагностика, самопомощь Если Вы испытываете...

23 04 2024 6:44:17

Частые ангины у взрослого что делать

Частые ангины у взрослого что делать Причины частой ангины у взрослых Постоянный тонзиллит все чаще отмечается у взрослых. Патология достаточно легко...

22 04 2024 3:41:11

Пищевое отравление симптомы и лечение. Виды, классификация отравления. Оказание первой помощи, диета и профилактика.

Пищевое отравление симптомы и лечение. Виды, классификация отравления. Оказание первой помощи, диета и профилактика. 1. Введение Пищевые отравления – это...

21 04 2024 2:36:38

Польза и вред инфракрасной кабины (ИК) — её отличия от сауны

Польза и вред инфракрасной кабины (ИК) — её отличия от сауны Польза и вред инфракрасной кабины (ИК) — её отличия от сауны Инфракрасная сауна: польза, вред и эффект Инфракрасная сауна (кабина), была изобретена...

20 04 2024 20:18:35

Как сбросить несколько килограммов за неделю

Как сбросить несколько килограммов за неделю Варианты диет для быстрого похудения: как сбросить 2 кг за неделю Намечается важное в жизни событие или вы...

19 04 2024 12:42:28

Повышение альдостерона ведет к артериальной гипертензии

Повышение альдостерона ведет к артериальной гипертензии Повышение альдостерона ведет к артериальной гипертензии Повышение альдостерона ведет к артериальной гипертензии Гиперальдостеронизм — это повышенное...

18 04 2024 15:25:17

Капуста кольраби – особенности и полезные свойства

Капуста кольраби – особенности и полезные свойства Капуста кольраби – особенности и полезные свойства Капуста кольраби — полезные свойства и противопоказания Состав и свойства кольраби Ранее уже было...

17 04 2024 18:35:46

Телеобъективы для чего они нужны

Телеобъективы для чего они нужны Телеобъективы для чего они нужны Телеобъективы для чего они нужны Второй объектив в комплекте из двух объективов обычно телеобъектив, который выбирается в...

16 04 2024 15:54:32

Центр медико-социальной реабилитации «Монино»

Центр медико-социальной реабилитации «Монино» Центр медико-социальной реабилитации «Монино» Забронировать по официальной цене Центр медико-социальной...

15 04 2024 20:45:31

Почему во вторичной моче нет глюкозы?

Почему во вторичной моче нет глюкозы? Почему во вторичной моче нет глюкозы? Почему во вторичной моче нет глюкозы? На медицинском языке наличие сахара во вторичной моче принято называть...

14 04 2024 7:51:43

Лазолван сироп от кашля для детей: инструкция по применению, цена, отзывы, аналоги

Лазолван сироп от кашля для детей: инструкция по применению, цена, отзывы, аналоги Лазолван сироп от кашля для детей: инструкция по применению, цена, отзывы, аналоги Лазолван сироп детский Лазолван сироп детский: инструкция по применению...

13 04 2024 23:52:47

Перебои в работе сердца

Перебои в работе сердца Перебои в работе сердца Жалобы на перебои в работе сердца - достаточно частое явление для врача терапевта, это субъективное...

12 04 2024 0:38:14

Как снизить холестерин в крови

Как снизить холестерин в крови Как снизить холестерин в крови LiveInternetLiveInternet -Музыка -Рубрики Братья наши меньшие (186) Новый год (144) Всё для сада огорода (943) Огородные...

11 04 2024 5:31:57

Прививка от бешенства для человека

Прививка от бешенства для человека Прививка от бешенства для человека Особенности прививки от бешенства человеку Прививка от бешенства человеку помогает предотвратить развитие смертельного...

10 04 2024 12:28:12

Пониженный тиреоглобулин – что это значит?

Пониженный тиреоглобулин – что это значит? Что такое тиреоглобулин, и о чем может рассказать его отклонение от нормы Об анализах на гормоны щитовидки...

09 04 2024 9:30:10

Очищающая диета – худеем и оздоровляемся одновременно

Очищающая диета – худеем и оздоровляемся одновременно Очищающая диета – худеем и оздоровляемся одновременно Похудение и оздоровление кишечника — диета Нередко причиной многих заболеваний, лишнего веса,...

08 04 2024 11:16:22

Лечение ожога марганцовкой

Лечение ожога марганцовкой Что делать при ожоге марганцовкой Марганец – это ингредиент, который присутствует в любом доме. Он представляет собой...

07 04 2024 6:39:40

Бусы из янтаря — полезные свойства, очистка в домашних условиях

Бусы из янтаря — полезные свойства, очистка в домашних условиях Бусы из янтаря — полезные свойства, очистка в домашних условиях Целительная сила бус из янтаря Сияющий и солнечный янтарный камень большинство привыкло...

06 04 2024 17:10:49

Катаральный отит: что нужно знать родителям о воспалении уха у детей

Катаральный отит: что нужно знать родителям о воспалении уха у детей Катаральный отит: что нужно знать родителям о воспалении уха у детей Детишки и их проблемы 04.08.2019 admin Комментарии Нет комментариев Симптомы и...

05 04 2024 11:47:19

Чем лечить желтые сопли у взрослых и каковы причины их появления

Чем лечить желтые сопли у взрослых и каковы причины их появления Чем лечить желтые сопли у взрослых и каковы причины их появления С редний человек...

04 04 2024 18:39:11

Проявление кашля при грудном и шейном остеохондрозе

Проявление кашля при грудном и шейном остеохондрозе Проявление кашля при грудном и шейном остеохондрозе Чем опасен кашель при остеохондрозе: причины, диагностика и методы лечения Кашель при остеохондрозе...

03 04 2024 22:22:52

Закладывает ухо и шумит: что делать причины заложенности

Закладывает ухо и шумит: что делать причины заложенности Закладывает ухо и шумит: что делать причины заложенности Что делать если заложило ухо, но не болит При заложенности уха, когда оно не болит и шумит,...

02 04 2024 13:42:19

Бактерии в моче при беременности: что это значит?

Бактерии в моче при беременности: что это значит? Бактерии в моче при беременности: что это значит? Опасность бактерий в моче при беременности Бактериурия – состояние, которой характеризуется наличием...

01 04 2024 0:31:17

При какой температуре погибают клопы

При какой температуре погибают клопы При какой температуре погибают клопы При какой температуре умирают клопы В квартире завелись клопы. Питаются кровью человека, домашних животных, быстро...

31 03 2024 20:30:49

Инструкция по применению таблеток Лоперамид от поноса

Инструкция по применению таблеток Лоперамид от поноса Инструкция по применению таблеток Лоперамид от поноса «Лоперамид» от поноса, как принимать взрослому Когда боль в животе и понос водой у взрослого или...

30 03 2024 14:38:15

Норма тестостерона в мужском организме

Норма тестостерона в мужском организме Норма тестостерона в мужском организме Мужские половые гормоны-андрогены только тогда работают правильно, когда...

29 03 2024 6:45:51

СМ-Клиника на ул. Лесная (м. Белорусская)

СМ-Клиника на ул. Лесная (м. Белорусская) СМ-Клиника на ул. Лесная (м. Белорусская) «СМ-Клиника» на ул. Лесная (м. «Белорусская») Адрес : ул. Лесная, д. 57, стр. 1 (м. «Белорусская»)....

28 03 2024 17:54:38

Лечение чистотелом кожных болезней: рецепты народной медицины

Лечение чистотелом кожных болезней: рецепты народной медицины Лечение чистотелом кожных болезней: рецепты народной медицины Лекарственные травы Чистотел для лечения кожи 23 рецепта для лечения кожи чистотелом О...

27 03 2024 10:53:50

Еще:
здоровье и качество жизни -1 :: здоровье и качество жизни -2 :: здоровье и качество жизни -3 :: здоровье и качество жизни -4 ::