Семья, здоровье и благополучие    


Уважение не приходит внезапно: 5 принципов демократического воспитания

Уважение не приходит внезапно: 5 принципов демократического воспитания

Уважение не приходит внезапно: 5 принципов демократического воспитания

«Уважение не приходит внезапно»: 5 принципов демократического воспитания

05 декабря 2016
08:14

05 декабря 2016
08:14

Именно вера в самого ребенка, а не в его потенциальные возможности, которые он когда-нибудь сможет приобрести, становится для него опорой.

Сколько на этот вопрос не отвечают, а он всё равно самый частый среди родителей — как правильно воспитать своего ребенка, чтобы он был счастлив и уверен в себе? На сегодняшний день существует довольно внушительный арсенал разнообразных педагогических подходов, которые предлагают родителям абсолютно разный стиль поведения, в диапазоне от спартанской строгости до максимально опекающей поддержки ребенка. Нельзя сказать, что лишь один из них объективно хорош, а остальные – ошибочны.

Главным критерием при выборе стиля воспитания должна быть его адекватность для каждой конкретной семьи. И далеко не последнюю роль в этом вопросе играет соответствие воспитательных принципов характеру и ценностям самих родителей. Ребенку очень важно ощущать последовательность и предсказуемость родительских требований.
Сегодня я хочу описать основные принципы демократического воспитания, рассказать о фигурах родителей и желательных формах взаимодействия с ребенком.

Демократическое воспитание в двух словах выглядит примерно так.

В се люди равны, достойны уважения и обладают правом свободного выбора в той мере, в которой это не причиняет вреда другим людям.
Наличие такой установки у родителей по отношению друг к другу и к ребенку передается ему и с самого детства позволяет чувствовать себя самостоятельным, уверенным в себе и компетентным в вопросах решения жизненных задач.

Плохое поведение ребенка часто связано с тем, что малыш просто не уверен в себе.

Неуверенность становится только сильнее, если родители всё время критикуют или опекают ребенка.
Как ему стать уверенным и активным, когда самые близкие и дорогие ему люди, пускай из лучших побуждений, постоянно демонстрируют ему собственное неверие в его силы и говорят, что он что-то плохо делает?

Самооценка падает всё ниже и ниже. Идея о том, что родители «меня не понимают», крепнет и выражается в том, что ребенок в ответ начинает вести себя ещё хуже. В результате, уверенность теряют обе стороны: и капризные дети, и неэффективные родители.

Чтобы избежать этой неприятной ситуации, можно последовать вот этим принципам демократического воспитания:

1. Взаимное уважение

Родители приходят к детскому психологу примерно с одними и теми же словами «он агрессивный, плохо себя ведет, никого не слушается и не уважает правила». Если в семье не принято относится друг к другу вежливо, у ребенка нет адекватного примера. Все в семье, независимо от их возраста и пола, имеют право на уважительное отношение со стороны других. Это работает в обе стороны: как ребенку важно чувствовать принятие со стороны родителей, так и родителям важно демонстрировать уважение к себе самим. Ситуация, когда один из родителей позволяет манипулировать собой и подвергается унижениям, толкает ребенка его к модели поведения, где нарушение личных границ и оскорбления –привычное дело.
Но начать уважать друг друга по щелчку пальца – невозможно. Уважение не возникнает внезапно, но растет постепенно на почве совместного опыта и общения.

О каком равноправии может идти речь, когда заботящиеся взрослые и ребенок – люди разного возраста, социального статуса, с разными умениями?
Ребенок сможет научиться чувствовать собственною ценность, когда родители, выслушивая его точку зрения, проявляют дружелюбие, принимают его и не осуждают. Они как бы дают ребенку понять, что у него есть безусловное право на собственное мнение. Это очень тонкое и важное искусство: не соглашаться с детьми, не проявляя грубости. Принимать в расчет их мнение, не высказывая неуважения.
Дети часто говорят, что с родителями нет смысла разговаривать: «Что бы я ни сказал — это ничего не меняет. Они обращаются со мной, как с грудничком». Эти фразы можно слышать и от пятилетки, и от подростка 12 лет, и даже от вполне уже взрослого молодого человека.

3. Право на собственное решение

Логическим продолжением второго пункта является право ребенка на принятие собственного решения, пропорциональное его желаниям, возможностям и рискам неудачи (что можно выяснить в русле уважительной беседы). Очень важно дать ребенку почувствовать результаты собственных действий. Даже неудача, если она не угрожает здоровью и безопасности ребенка, станет полезным опытом, в том случае если ребенок принимал решение сам. Не нужно ругаться или осуждать его за неудачу, важно поддержать его, посочувствовать и дать возможность двигаться дальше.

4. Вера в собственные силы

Пожалуй, самое вредное для ребенка – это проекция на него собственной родительской неуверенности. Нельзя знать заранее, справится ли ребенок с тем, что он задумал, сможет ли преодолеть сложности. Но очень часто родители косвенно (тоном или поведением), дают понять, что сомневаются в ребенке, а иногда открыто говорят: «У тебя ничего не получится, даже не начинай, помнишь, как было в прошлый раз».
С другой стороны, когда родитель демонстрирует уверенность в ребенке, тот начинает двигаться к поставленной цели, добиваясь ее, или изменяя задачу самостоятельно. Именно вера в самого ребенка, а не в его потенциальные возможности, которые он когда-нибудь сможет приобрести, становится той опорой, которая закладывает основы успешной личности.

Частая смена методов воспитания, норм и правил внутри семьи ведет к тому, что ребенок уже не знает, на что ему ориентироваться, что хорошо, а что плохо, начинает манипулировать. Когда взрослые колеблются в методах воспитания, ребенок может научиться использовать это чувство вины как превосходство, как способ добиться желаемого.
Когда же родители верны одному подходу, последовательно и систематически реализуя его принципы, ребенку намного проще быть уверенным в себе и строить успешные отношения с окружающим миром.

13 советов по воспитанию, результаты которого вас точно не обрадуют

Полки книжных магазинов ломятся от литературы по воспитанию детей, профессия детского и семейного психолога давно уже не редкость. Тем не менее вопрос, как вырастить детей и не наделать при этом серьезных ошибок, актуален как никогда.

Мы в AdMe.ru решили разобраться, какие же именно ошибки подстерегают нас на пути родительства.

13. Всегда вставайте на сторону воспитателя или учителя

Насколько бы острой ни была ситуация, в которой виноват ребенок, не ругайте его вместе с воспитателем или учителем. В такой ситуации ему особенно важно почувствовать, что вы его любите, даже если ни капельки не одобряете его поступок.

Стоит выяснить, какие претензии предъявляются к ребенку, извиниться за его поведение. Серьезный разговор лучше отложить и обсудить все дома. В противном случае до ребенка вряд ли дойдет смысл ваших слов, а вот в ваших отношениях может появиться серьезная трещина.

12. Полностью посвящайте себя ребенку

С появлением ребенка в жизни родителей неминуемо уменьшается время, которое они могут уделять себе. Но забывать о себе все-таки нельзя. Всегда должны оставаться личные увлечения, время на уход за собой, для полноценного отдыха, общения с супругом.

Ведь если родители всю жизнь посвящают ребенку, он почти неминуемо вырастет эгоистом, ему сложно будет адаптироваться в мире. Кроме того, этим вы лишаете его поводов гордиться своими родителями, а для него немаловажны их достижения и то, как они выглядят.

11. Ничего не доверяйте ребенку

Гораздо проще и быстрее сделать все дела самому, не доверяя их ребенку. Но плюсы такого воспитания весьма сомнительны. Ведь у малыша просто не будет шансов научиться самостоятельности, стать уверенным в себе и своих силах. Родители должны давать выбор, а не решать все сами. Если ребенок привыкает, что все делают за него, в дальнейшей жизни ему становится крайне сложно принимать важные для себя решения.

10. Сравнивайте со всеми и как можно чаще

Всегда найдутся как те, кто будет в чем-то лучше вашего чада, так и те, кто будет ему в чем-то уступать. А ребенок в результате постоянных сравнений теряет уверенность в собственных силах или же начинает со всеми соревноваться, стремиться доказать, что он лучше всех. Но такая постоянная гонка никакого счастья ему не принесет.

Читать еще:  Игра Минни с Микки готовят печенье — Minnie s Cookie Kitchen

Если и сравнивать детей, то с ними же, но в прошлом. Так им будет проще увидеть собственный прогресс, свои прошлые достижения — они смогут поверить, что научатся практически всему, чему захотят.

9. Обращайтесь к бабушкам и интернету, а не к специалистам

Часто молодым родителям не хватает опыта и уверенности в воспитании ребенка. И многие из них в поисках ответов на свои вопросы обращаются за помощью к интернет-форумам, литературе, авторы которой не являются специалистами в вопросах воспитания и ухода, «проверенным» рецептам бабушек. Но зачастую, следуя их советам, родители только еще больше усугубляют проблему.

Если ситуация действительно серьезная, стоит обратиться за помощью к специалистам, которые дадут грамотные рекомендации.

8. Заменяйте деньгами любовь, внимание и заботу

Ребенок, который привык к тому, что покупки — единственный способ выражения родительской любви, начинает требовать все больше и больше. Не лучшим образом это сказывается и на его характере — ребенок растет равнодушным, упрямым, расчетливым. Отношения с родителями становятся откровенно потребительскими. В будущем таким детям сложно построить счастливые личные отношения, от родителей они тоже отдаляются.

7. Нарушайте личное пространство ребенка

Когда родители держат жизнь ребенка под полным контролем, им кажется, что это лучшая гарантия его безопасности. Но бесцеремонные расспросы, вторжение в комнату ребенка, чтение его интернет-переписки только отдаляют родителей и детей, лишают их отношения доверия.

Ребенок может стать замкнутым, недоверчивым, испытывать сложности в общении со сверстниками, может попасть под влияние плохих компаний. Безусловно, родителям важно держать руку на пульсе, но делать это нужно корректно.

6. Верьте, что любое ваше действие роковым образом скажется на развитии ребенка

Нередко родители подходят к воспитанию детей чересчур ответственно. Выбор горшка или коляски для ребенка отнимет у них несколько недель, а нечаянно брошенное резкое слово вызывает затянувшееся чувство вины.

Но не стоит думать, что каждое наше неловкое движение наносит ребенку непоправимую травму. Ведь его благополучие в первую очередь складывается из спокойствия и счастья родителей. А это невозможно, пока родители не сосредоточатся на действительно важных вещах.

5. Придумывайте стандарты, которым ребенок должен соответствовать

Наверное, каждому родителю свойственно строить планы относительно развития своих детей, их воспитания. Но все же не стоит забывать, что каждый человек уникален, у каждого есть свои склонности и интересы. И какими бы ни были наши благие намерения, нужно давать детям право выбора.

Если постоянно навязывать ребенку планку, которой он должен соответствовать, — энтузиазма у него от этого точно не прибавится. А желание всю жизнь соответствовать родительским ожиданиям счастья уж точно не принесет.

4. Ограждайте от любых трудностей

Лучший способ не допускать ошибок — совсем ничего не делать. Звучит глупо. Но ведь именно к этому мы неосознанно подталкиваем своего ребенка каждый раз, когда ограждаем его от любых препятствий на пути. Совершая ошибки, дети учатся анализировать их, использовать этот опыт в будущем. Не стоит делать за них то, что они могут сами. Постоянно исключая риск из жизни ребенка, мы лишаем его возможности повзрослеть.

3. Проявляйте непоследовательность и несогласованность в воспитании

Когда требования к детям у родителей совершенно разные либо их стиль воспитания зависит от их настроения, это негативно влияет на ребенка. Когда один разрешает, а другой за это же ругает, ребенку сложно понять, что хорошо и плохо, что можно, а что нельзя. Это провоцирует тревожность и может привести к проблемам, ведь он не чувствует себя защищенным и часто находится в напряжении. Ребенку приходится выбирать мнение одного из родителей, в результате авторитет второго в его глазах падает.

2. Бурно выясняйте отношения при ребенке

Безусловно, родители должны решать проблемы в отношениях и выяснять недопонимания. Правда, не всегда бывает возможность сделать это в отсутствие детей. В такой ситуации стоит особо постараться держать эмоции под контролем, поскольку любая ссора родителей — это стресс для ребенка. В итоге у детей снижается способность концентрироваться, возрастают беспокойство и плаксивость, а порой появляется и агрессивность.

ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ ПОЗИТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ (по книге Джона Грэя «Дети с небес»)

Существует пять основных принципов позитивного воспитания, которые помогают детям не только найти в себе силы для преодоления жизненных трудностей, но и в полной мере развить внутренний потенциал. Эти принципы сформулировал в своей книге «Дети с небес» Джон Грэй, специалист в области семейных отношений.

1) Отличаться от других – нормально.
Дж. Грэй: «Каждый ребенок неповторим. У каждого есть особые таланты, проблемы и потребности. Задача родителей – распознать эти особые потребности и удовлетворить их. У мальчиков есть ряд особых потребностей, которые не так важны для девочек. У девочек есть особые потребности, не имеющие особого значения для мальчиков. Кроме того, у каждого ребенка, независимо от пола, есть потребности, связанные с его личными проблемами и талантами».
Все дети развиваются по-разному, по-разному воспринимают этот мир и обучаются. В этом случае действует главное правило: ни в коем случае не сравнивай своего ребенка с другими. Фразы типа «А вот у Вани пятерка по математике. А вот Ваня не пачкается так, как ты. А почему всем задали домашнее задание, а тебе – нет?» ни к чему хорошему точно не приведут. Запомни, твой ребенок – не все! Ты должна осознавать и понимать эти индивидуальные различия, а также научиться по-разному проявлять свою любовь к ребенку-мальчику и ребенку-девочке. Последние, например, требуют намного большей заботы, в то время как мальчики хотят, чтобы им доверяли. Только осознав, что у девочек и у мальчиков разные потребности, ты сможешь удовлетворить их желания более полно.

2)Совершать ошибки — нормально.
Дж.Грэй: «Все дети совершают ошибки. Это абсолютно нормально, и нужно быть к этому готовым. Допустив ошибку, ребенок не думает, будто с ним что-то не в порядке, если только родители не реагируют так, словно он сделал что то недопустимое. Ошибки — естественное, нормальное и неизбежное явление. Дети постигают эту истину главным образом из жизненных примеров. Чтобы донести до ребенка этот принцип, родители должны признавать собственные ошибки в отношениях с детьми и друг с другом».
Искусство прощения – вот то, чему ребенок должен научиться с самого детства. Когда малыш видит, что родители извиняются даже за самый мелкий промах, он и сам приучается брать ответственность за свои поступки и ошибки. Ты должна научить ребенка не только прощать других, но и прощать и любить самого себя. А такая любовь развивается на основе отношений родителей и их реакций на ошибки ребенка. Не стремись сразу наказывать и ставить малыша в угол. Попробуй с ним поговорить и объяснить, почему так делать нельзя и почему это неправильно. Попробуй заменить приказы на просьбы, а вместо наказания и шлепков использовать поощрение и тайм-ауты.

3)Проявлять негативные эмоции — нормально.
Дж.Грэй: «Такие негативные эмоции, как гнев, печаль, страх, сожаление, разочарование, беспокойство, смущение, ревность, обида, неуверенность и стыд, не только естественны и нормальны, но и важные составляющие роста. Родители должны научиться создавать для детей благоприятные возможности испытывать и выражать свои негативные эмоции. Хотя такие эмоции всегда нормальны, время, место и способ их выражения могут быть неуместными. Вам необходимо научить детей более ясно осознавать свои эмоции, иначе ребенок будет выходить из под контроля, противиться вашему авторитету и бурно выплескивать затаенные чувства».
Ни в коем случае не манипулируй ребенком при помощи негативных эмоций. Например, вместо того, чтобы сказать: «Когда ты залезаешь на эту лестницу, я боюсь, что ты упадешь», лучше скажи: «Залезать так высоко небезопасно; я бы хотела, чтобы ты залезал на лестницу, только когда я рядом». Это намного действенней, ведь ребенок послушается не из-за твоего чувства страха, а просто потому, что ты попросила его так не делать.
Лучший способ научить ребенка осознавать свои чувства – выслушать его и помочь ему в них разобраться. Но не спрашивай напрямую о его чувствах и желаниях: это даст ему слишком много власти. Когда ты слушаешь ребенка, ты ненавязчиво вызываешь его на откровенность. А это помогает понять его желания и потребности.

Читать еще:  Как лечить геморрой после родов в домашних условиях

4)Хотеть большего — нормально.
Дж. Грэй: «Скажи спасибо за то, что у тебя уже есть» — стандартный ответ родителей на желание ребенка получить больше. Методы позитивного воспитания позволяют нам научить детей просить о том, что они хотят, уважая при этом других. В то же время родители учатся отказывать ребенку, не испытывая при этом дискомфорта. Дети могут легко просить о том, что они хотят, зная, что никто не станет их стыдить. К тому же ребенок ясно осознает, что сам факт просьбы отнюдь не гарантирует получение желаемого».<>/p
Детям часто стараются объяснить, что только избалованный ребенок постоянно хочет большего и закатывает истерику всякий раз, когда не получает желаемого. Дети не знают, сколько они могут просить, что им дозволено, а что – нет. Пусть он попробует убедить тебя дать ему то, о чем он просит. И помни, это отнюдь не то же самое, что идти на поводу у его капризов. Позволив малышу просить большего, ты тем самым даешь ему возможность ставить перед собой цели и добиваться их. Это поможет ему во взрослой жизни.

5) Выражать свое несогласие — нормально, но помни, что мама и папа — главные.
Дж. Грэй: «Нужно позволять детям говорить „нет“, но при этом важно, чтобы они знали: последнее слово остается за родителями. Позволяя детям говорить «нет», вы тем самым даете им возможность свободно выражать свои чувства, определять собственные желания и затем вести переговоры. Из того, что ребенок может сказать «нет», вовсе не следует, что все будет именно так, как он хочет. Однако его желания и чувства будут услышаны, а это само по себе часто склоняет детей к сотрудничеству».
Не думай, что это может разбаловать твое чадо. Помни, что любой ребенок заслуживает того, чтобы иметь больше прав. Однако вы, родители, всегда должны оставаться хозяевами положения. Главная цель позитивного воспитания, в первую очередь, – развить в детях склонность к сотрудничеству. Но не к покорности! Давая ребенку свободу, не забывай держать ситуацию под контролем.
Используя эти пять принципов позитивного воспитания, ты поможешь своему ребенку развить те способности и качества, с помощью которых он сможет реализовать заложенный в него потенциал и достичь успеха в жизни. Это умение прощать не только других, но и самого себя, умение делиться, терпение, отзывчивость, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим и к себе, дух сотрудничества, уверенность в своих силах и способность быть счастливым.

Принципы воспитания

Воспитание как одна из подсистем образования подчиняется его общим закономерностям и принципам.

Принцип (от лат. слова principium – основа, первоначало) – руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающее из установленных наукой закономерностей.

Принципами воспитательного процесса называют определенную систему исходных, основных требований к воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач развития личности.

Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности; определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания.

К числу основных принципов воспитания, отражающих логику воспитательного процесса, относится принцип гуманистической направленности воспитания. Этот принцип выражает необходимость сочетания целей общества и личности. Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений. Реализация принципа в практике эффективно влияет на развитие у воспитуемых рефлексии и саморегуляции, на формирование их отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности; на формирование демократических и гуманистических взглядов.

Принцип связи с жизнью и трудом – это традиционное для советской педагогики требование к воспитанию. Вместе с тем это одно из фундаментальных положений мировой педагогики. На его основе регулируются как цели и содержание воспитания, так и методика воспитательного процесса. Следование этому принципу обязывает школу, систему воспитания выдвигать такие цели воспитания и его содержание, которые обеспечивают расширение опыта воспитуемых, успешную адаптацию молодежи к жизни.

Принцип связи воспитания, школы с жизнью означает, что учителя на уроках и во внеурочной деятельности детей должны обсуждать с ними жизненно значимые для них проблемы, показывая связь современной действительности с историей и культурой мира. Школьные дисциплины, программы и богатая событиями жизнь ближайшего окружения детей, а также страны и мира дают для этого большие возможности.

Принцип формирования в единстве сознания и поведения – это требование вытекает из общепризнанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. Однако как совокупность понятий, суждений, оценок, убеждений сознание направляет поступки и действия человека и одновременно само складывается под влиянием поведения и деятельности. Реализация этого принципа требует организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив – это требование вытекает из необходимости формировать определенную мораль и поведение: человек, живя в обществе, входя в разные группы, должен сочетать, гармонизировать общие, общественные интересы, цели и ценности со своими личными. Участие в жизни здорового, развитого коллектива, созданного в классе, группе, является мощным воспитывающим средством. Педагог должен уметь, учиться создавать коллектив воспитанников, руководить им и использовать как педагогическое средство.

Принцип единства требований и уважения к личности воспитанника. Это положение ярко и убедительно сформулировал А. С. Макаренко: нс вседозволенность и безграничный либерализм, а требовательность при максимальном уважении к личности. Следуя этому принципу, учитель изберет такой стиль и тон отношений с учащимися, который не подавляет, а раскрепощает их силы, побуждает к положительным действиям и поступкам, внушает чувство собственного достоинства и ответственности за свое поведение. Требовательность, если она нс имеет ничего общего с придирчивостью, предубежденностью, мелочностью, есть высшая мера уважения к человеку.

Принцип последовательности, систематичности, единства и непрерывности воспитательных воздействий. Соблюдение этого принципа предполагает построение такой педагогической системы, составные части и элементы которой не рядоположенны, а образуют целостное единство. Воспитанию решительно противопоказаны бессистемность, случайность, стихийность, несогласованность и неупорядоченность педагогических воздействий. Ничто так не вредит воспитанию, как разнобой в требованиях к учащимся. Вот почему так важно, чтобы семья поддерживала требования школы. Данный принцип предполагает единство требований и в учительской среде. Непрерывность воспитательного процесса реализуется благодаря развитой системе внеклассной и внешкольной работы.

Требование преемственности предполагает такую организацию воспитательного процесса, при которой то или иное мероприятие является естественным и логическим продолжением проводившейся ранее работы, закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитание и развитие на более высокий уровень.

Процесс воспитания всегда обращен к целостной личности. Но в каждый отдельно взятый момент зритель решает конкретную воспитательную задачу. Связь и преемственность этих задач обеспечивает переход учащихся от простых к более сложным формам поведения и деятельности, их последовательное обогащение и развитие.

Читать еще:  Значение имени Тереза, история и судьба

Систематичность и последовательность позволяет за меньшее время достичь бо́льших результатов.

Принцип соответствия воспитания возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Реализация этого принципа требует привести содержание и формы деятельности учащихся в соответствие с их возрастом, жизненным опытом, силами и возможностями. Возрастной подход прежде всего предусматривает изучение уровня актуального развития, воспитанности и социальной зрелости детей и подростков. Если предъявляемые требования и организационные структуры отстают от возрастных возможностей или непосильны для них, эффективность воспитательной работы снижается. В то же время каждый ребенок – это особый мир. Поэтому процесс воспитания должен быть еще более индивидуализированным, чем процесс обучения. Это станет возможным, если учитель, опираясь на имеющиеся у ребенка в данный момент потребности и интересы, сумеет найти такие формы и способы их удовлетворения, которые порождали бы новые потребности и новые интересы как решающую основу мотивации поведения и деятельности.

Таким образом, принципы воспитания отражают основные требования к организации воспитательной деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению процесса воспитания.

ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ ПОЗИТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ (по книге Джона Грэя «Дети с небес»)

Существует пять основных принципов позитивного воспитания, которые помогают детям не только найти в себе силы для преодоления жизненных трудностей, но и в полной мере развить внутренний потенциал. Эти принципы сформулировал в своей книге «Дети с небес» Джон Грэй, специалист в области семейных отношений.

1) Отличаться от других – нормально.
Дж. Грэй: «Каждый ребенок неповторим. У каждого есть особые таланты, проблемы и потребности. Задача родителей – распознать эти особые потребности и удовлетворить их. У мальчиков есть ряд особых потребностей, которые не так важны для девочек. У девочек есть особые потребности, не имеющие особого значения для мальчиков. Кроме того, у каждого ребенка, независимо от пола, есть потребности, связанные с его личными проблемами и талантами».
Все дети развиваются по-разному, по-разному воспринимают этот мир и обучаются. В этом случае действует главное правило: ни в коем случае не сравнивай своего ребенка с другими. Фразы типа «А вот у Вани пятерка по математике. А вот Ваня не пачкается так, как ты. А почему всем задали домашнее задание, а тебе – нет?» ни к чему хорошему точно не приведут. Запомни, твой ребенок – не все! Ты должна осознавать и понимать эти индивидуальные различия, а также научиться по-разному проявлять свою любовь к ребенку-мальчику и ребенку-девочке. Последние, например, требуют намного большей заботы, в то время как мальчики хотят, чтобы им доверяли. Только осознав, что у девочек и у мальчиков разные потребности, ты сможешь удовлетворить их желания более полно.

2)Совершать ошибки — нормально.
Дж.Грэй: «Все дети совершают ошибки. Это абсолютно нормально, и нужно быть к этому готовым. Допустив ошибку, ребенок не думает, будто с ним что-то не в порядке, если только родители не реагируют так, словно он сделал что то недопустимое. Ошибки — естественное, нормальное и неизбежное явление. Дети постигают эту истину главным образом из жизненных примеров. Чтобы донести до ребенка этот принцип, родители должны признавать собственные ошибки в отношениях с детьми и друг с другом».
Искусство прощения – вот то, чему ребенок должен научиться с самого детства. Когда малыш видит, что родители извиняются даже за самый мелкий промах, он и сам приучается брать ответственность за свои поступки и ошибки. Ты должна научить ребенка не только прощать других, но и прощать и любить самого себя. А такая любовь развивается на основе отношений родителей и их реакций на ошибки ребенка. Не стремись сразу наказывать и ставить малыша в угол. Попробуй с ним поговорить и объяснить, почему так делать нельзя и почему это неправильно. Попробуй заменить приказы на просьбы, а вместо наказания и шлепков использовать поощрение и тайм-ауты.

3)Проявлять негативные эмоции — нормально.
Дж.Грэй: «Такие негативные эмоции, как гнев, печаль, страх, сожаление, разочарование, беспокойство, смущение, ревность, обида, неуверенность и стыд, не только естественны и нормальны, но и важные составляющие роста. Родители должны научиться создавать для детей благоприятные возможности испытывать и выражать свои негативные эмоции. Хотя такие эмоции всегда нормальны, время, место и способ их выражения могут быть неуместными. Вам необходимо научить детей более ясно осознавать свои эмоции, иначе ребенок будет выходить из под контроля, противиться вашему авторитету и бурно выплескивать затаенные чувства».
Ни в коем случае не манипулируй ребенком при помощи негативных эмоций. Например, вместо того, чтобы сказать: «Когда ты залезаешь на эту лестницу, я боюсь, что ты упадешь», лучше скажи: «Залезать так высоко небезопасно; я бы хотела, чтобы ты залезал на лестницу, только когда я рядом». Это намного действенней, ведь ребенок послушается не из-за твоего чувства страха, а просто потому, что ты попросила его так не делать.
Лучший способ научить ребенка осознавать свои чувства – выслушать его и помочь ему в них разобраться. Но не спрашивай напрямую о его чувствах и желаниях: это даст ему слишком много власти. Когда ты слушаешь ребенка, ты ненавязчиво вызываешь его на откровенность. А это помогает понять его желания и потребности.

4)Хотеть большего — нормально.
Дж. Грэй: «Скажи спасибо за то, что у тебя уже есть» — стандартный ответ родителей на желание ребенка получить больше. Методы позитивного воспитания позволяют нам научить детей просить о том, что они хотят, уважая при этом других. В то же время родители учатся отказывать ребенку, не испытывая при этом дискомфорта. Дети могут легко просить о том, что они хотят, зная, что никто не станет их стыдить. К тому же ребенок ясно осознает, что сам факт просьбы отнюдь не гарантирует получение желаемого».<>/p
Детям часто стараются объяснить, что только избалованный ребенок постоянно хочет большего и закатывает истерику всякий раз, когда не получает желаемого. Дети не знают, сколько они могут просить, что им дозволено, а что – нет. Пусть он попробует убедить тебя дать ему то, о чем он просит. И помни, это отнюдь не то же самое, что идти на поводу у его капризов. Позволив малышу просить большего, ты тем самым даешь ему возможность ставить перед собой цели и добиваться их. Это поможет ему во взрослой жизни.

5) Выражать свое несогласие — нормально, но помни, что мама и папа — главные.
Дж. Грэй: «Нужно позволять детям говорить „нет“, но при этом важно, чтобы они знали: последнее слово остается за родителями. Позволяя детям говорить «нет», вы тем самым даете им возможность свободно выражать свои чувства, определять собственные желания и затем вести переговоры. Из того, что ребенок может сказать «нет», вовсе не следует, что все будет именно так, как он хочет. Однако его желания и чувства будут услышаны, а это само по себе часто склоняет детей к сотрудничеству».
Не думай, что это может разбаловать твое чадо. Помни, что любой ребенок заслуживает того, чтобы иметь больше прав. Однако вы, родители, всегда должны оставаться хозяевами положения. Главная цель позитивного воспитания, в первую очередь, – развить в детях склонность к сотрудничеству. Но не к покорности! Давая ребенку свободу, не забывай держать ситуацию под контролем.
Используя эти пять принципов позитивного воспитания, ты поможешь своему ребенку развить те способности и качества, с помощью которых он сможет реализовать заложенный в него потенциал и достичь успеха в жизни. Это умение прощать не только других, но и самого себя, умение делиться, терпение, отзывчивость, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим и к себе, дух сотрудничества, уверенность в своих силах и способность быть счастливым.


Гематомы ожоги порезы - Страница 12 из 28

Гематомы ожоги порезы - Страница 12 из 28 Бытовые травмы: синяки, ожоги, порезы. Первая помощь О первой помощи при лечении домашних ушибов, порезов и...

08 05 2024 19:55:23

Можно ли беременным мороженое

Можно ли беременным мороженое Можно ли есть мороженое при беременности? Каждая женщина мечтает о материнстве. Но, услышав долгожданное «беременна!»,...

07 05 2024 3:56:29

Рецепты для диабетиков снижающие сахар в крови

Рецепты для диабетиков снижающие сахар в крови Рецепты для диабетиков снижающие сахар в крови Блюда и рецепты для диабетиков снижающих сахар в крови Известно, что диабетики не могут есть обычную пищу....

06 05 2024 15:30:22

Можно ли есть фисташки при кормлении грудью

Можно ли есть фисташки при кормлении грудью Можно ли при грудном вскармливании фисташки маме в первый и последующие месяца после родов? Употреблять...

05 05 2024 3:49:19

Все секреты, как перекраситься из брюнетки в блондинку — Фото до и после

Все секреты, как перекраситься из брюнетки в блондинку — Фото до и после Как перекраситься из брюнетки в блондинку. Прежде чем затеять такие грандиозные...

04 05 2024 12:44:42

Анализ вальпроевой кислоты

Анализ вальпроевой кислоты Норма вальпроевой кислоты в анализе крови Содержание При таком тяжелом заболевании, как эпилепсия в обязательном порядке...

03 05 2024 23:37:26

22 неделя беременности: УЗИ, шевеления, фото живота и плода

22 неделя беременности: УЗИ, шевеления, фото живота и плода 22 неделя беременности Уже 22 неделя беременности. Организм малыша совершенствуется. Этот...

02 05 2024 14:37:30

Дилтиазем Ланнахер - официальная инструкция по применению

Дилтиазем Ланнахер - официальная инструкция по применению Описание препарата ДИЛТИАЗЕМ ЛАННАХЕР (DILTIAZEM LANNACHER) Форма выпуска, состав и упаковка...

01 05 2024 2:48:36

Что такое экстрасистолическая аритмия

Что такое экстрасистолическая аритмия Экстрасистолия Экстрасистолия – вариант нарушения сердечного ритма, характеризующийся внеочередными сокращениями...

30 04 2024 18:59:24

Лаципил® (Lacipil®)

Лаципил® (Lacipil®) Фармакокинетика Лаципил имеет высокий уровень связывания (более 95%) с белками, альбуминами и альфа-1-глюкопротеинамы. Лаципил быстро,...

29 04 2024 21:10:50

Красное горло у ребенка: чем лечить? 25514 1

Красное горло у ребенка: чем лечить? 25514 1 Красное горло у ребенка: чем лечить? 25514 1 Первая помощь при снятии симптомов и лечение красного горла у ребенка Каждый родитель сталкивается с такой...

28 04 2024 2:13:25

Эндометриоидная киста яичника и беременность 5811 0 24.09.2017

Эндометриоидная киста яичника и беременность 5811 0 24.09.2017 Эндометриоидная киста яичника и беременность 5811 0 24.09.2017 У кого эндометриодная киста и наступила беременность всем сюда Привет)) У меня тоже такая...

27 04 2024 20:50:22

Общие сведения и профилактика сальмонеллеза

Общие сведения и профилактика сальмонеллеза Общие сведения и профилактика сальмонеллеза Сальмонеллез Сальмонеллезы - это группа острых кишечных инфекций бактериального происхождения. Возбудитель -...

26 04 2024 9:41:27

Билирубин у новорожденных: норма, причины повышенного уровня

Билирубин у новорожденных: норма, причины повышенного уровня Повышенный билирубин в крови у новорожденного ребенка: причины, симптомы (признаки),...

25 04 2024 5:55:27

Массаж ребенку 4 месяца

Массаж ребенку 4 месяца Массаж ребенку 4 месяца Массаж для грудничков 4-х месячного возраста У малышей 4 месяцев начинают активно развиваться мышцы: они становятся более...

24 04 2024 5:51:36

Все о свойствах белого угля

Все о свойствах белого угля Все о свойствах белого угля Польза и вред белого активированного угля В последние несколько лет белый активированный уголь стал пользоваться повышенной...

23 04 2024 20:54:41

Ибупрофен при беременности: перед применением посоветуйтесь с врачом!

Ибупрофен при беременности: перед применением посоветуйтесь с врачом! Ибупрофен при беременности: перед применением посоветуйтесь с врачом! Женщина в...

22 04 2024 20:51:20

Хороший коньяк клопами пахнет

Хороший коньяк клопами пахнет 6.23. Пахнет ли коньяк клопами? Или клопы коньяком? 6.23. Пахнет ли коньяк клопами? Или клопы коньяком? Оптимизм или...

21 04 2024 8:29:48

Пересадка печени при циррозе: цена в России и других странах

Пересадка печени при циррозе: цена в России и других странах Пересадка печени при циррозе: цена в России и других странах Цена пересадки печени при циррозе в России Пересадка печени сегодня дает пациентам с циррозом...

20 04 2024 14:24:10

Стандартная гиполипидемическая диета для похудения

Стандартная гиполипидемическая диета для похудения Лечебная гиполипидемическая диета Диеты созданы не только чтобы сбросить лишний вес, но и для здоровья....

19 04 2024 6:16:16

Основные причины развития воспалительного процесса за ухом

Основные причины развития воспалительного процесса за ухом Причины воспаления лимфоузлов за ушами и методы лечения Воспаление лимфоузлов – частое явление....

18 04 2024 5:10:15

Как избавиться от песка в желчном пузыре

Как избавиться от песка в желчном пузыре Как вывести песок в желчном пузыре: медикаментозные и нетрадиционные методы лечения Песок и камни в желчном...

17 04 2024 17:35:13

Значение имени Тамила

Значение имени Тамила Значение имени Тамила Происхождение, характеристика и значение имени Тамила Происхождение и значение Женское имя Тамила имеет славянское происхождение....

16 04 2024 13:42:31

Выйти замуж после 30

Выйти замуж после 30 Удачно выйти замуж в 30+ : Какие убеждения и тактики работают против вас Влияет ли возраст женщины на ее шансы выйти замуж, как вы...

15 04 2024 3:39:54

Аналоги лекарства Кордипин ретард

Аналоги лекарства Кордипин ретард Аналоги лекарства Кордипин ретард Профессор Бокерия: "Гипертоники, зачем кормить аптеки? При высоком давлении возьмите....

14 04 2024 0:31:37

Анализ на коклюш

Анализ на коклюш Анализ на коклюш — правила сдачи, виды и информативность Фото с сайта medaboutme.ru Опыт многолетних исследований показывает, что...

13 04 2024 3:23:55

Горчичный хлеб

Горчичный хлеб Горчичный хлеб Хлеб с кориандром - это очень вкусно. Такой пеку постоянно: кориандр - для более тёмного хлеба, корица - для более светлого...

12 04 2024 0:18:39

Обзор 5 лучших детских витаминных препаратов для глаз от врача офтальмолога

Обзор 5 лучших детских витаминных препаратов для глаз от врача офтальмолога Обзор 5 лучших детских витаминных препаратов для глаз от врача офтальмолога...

11 04 2024 15:55:49

Пункция костного мозга: показания, подготовка к исследованию, методика

Пункция костного мозга: показания, подготовка к исследованию, методика Пункция костного мозга: показания, подготовка к исследованию, методика Пункция костного мозга: показания, подготовка к исследованию, методика Пункция...

10 04 2024 9:17:21

Лечение варикозной экземы на ногах — противовоспалительные, заживляющие мази

Лечение варикозной экземы на ногах — противовоспалительные, заживляющие мази Лечение варикозной экземы на ногах — противовоспалительные, заживляющие мази Варикозная экзема нижних конечностей, лечение Причин появления расширенных...

09 04 2024 5:53:10

От чего помогает Спиронолактон? Инструкция по применению

От чего помогает Спиронолактон? Инструкция по применению От чего помогает Спиронолактон? Инструкция по применению Спиронолактон В одной таблетке содержится 25 или 100 миллиграмм спиронолактона. В качестве...

08 04 2024 18:53:11

7 причин появления сыпи на головке члена

7 причин появления сыпи на головке члена Сыпь на половом члене: возможные причины появления Любая сыпь на головке члена — это уже причина насторожиться и...

07 04 2024 5:43:43

Таблетки от отравления энтерофурил

Таблетки от отравления энтерофурил Энтерофурил ® (Enterofuryl ® ) Действующее вещество: Содержание Фармакологическая группа Нозологическая классификация...

06 04 2024 7:19:15

Гхи рецепт

Гхи рецепт Как сделать масло ги (гхи) в домашних условиях Масло ги (гхи) — это жировая составляющая сливочного масла, отделяемая от других его...

05 04 2024 13:47:39

Симптомы и лечение тонзиллита у детей

Симптомы и лечение тонзиллита у детей Симптомы и лечение тонзиллита у детей Тонзиллит у детей Тонзиллит у детей - инфекционно-аллергический процесс, протекающий с преимущественным поражением...

04 04 2024 6:21:45

5 самых известных способов, как считать калории

5 самых известных способов, как считать калории Учимся считать калории и худеем с умом! 0+ Давайте сразу перейдем к практике. Краткий конспект...

03 04 2024 19:31:51

Волоконница

Волоконница Волоконница Волоконницей называют ядовитый гриб семейства паутинниковых. Такое название этот гриб приобрел из-за волокнистой ножки. По своей...

02 04 2024 14:47:45

Значение имени Арсений

Значение имени Арсений Значение мужского имени Арсений Людей с именем Арсений отличает тонкий ум, прозорливость и целеустремленность. Они точно знают,...

01 04 2024 0:33:54

Рибоксин

Рибоксин Рибоксин Рибоксин - инструкция по применению, отзывы, аналоги и формы выпуска (таблетки 200 мг, капсулы 200 мг, уколы в ампулах для инъекций) лекарства...

31 03 2024 21:10:30

Эластичное бинтование нижних конечностей после операции

Эластичное бинтование нижних конечностей после операции Как правильно бинтовать ноги эластичным бинтом При подготовке к операции пациенту предоставляется...

30 03 2024 17:14:28

Кашель после бега

Кашель после бега Почему после бега кашель появляется у ребенка и взрослого Кашель после бега — нередкое явление среди людей, занимающихся спортом. Да и...

29 03 2024 19:11:25

Пищевая добавка Е 475: изысканный «Капучино» с синтетическими полиглицеридами

Пищевая добавка Е 475: изысканный «Капучино» с синтетическими полиглицеридами voennpravo.ru Е 475 пищевая добавка: опасна или нет и какой вред возможен...

28 03 2024 20:40:54

Травма уха: как лечить ушиб или травму от удара

Травма уха: как лечить ушиб или травму от удара В обыденной жизни случаи травмирования органа слуха нередки, так как ушные раковины ничем не защищены от...

27 03 2024 11:51:29

Теветен® Плюс (Teveten® Plus)

Теветен® Плюс (Teveten® Plus) Теветен® Плюс (Teveten® Plus) Теветен ® Плюс (Teveten ® Plus) Действующее вещество: Содержание Фармакологические группы Нозологическая классификация...

26 03 2024 16:52:34

Серная пробка в ухе – симптомы, лечение

Серная пробка в ухе – симптомы, лечение Серная пробка в ухе – симптомы, лечение Ушная пробка: виды, симптомы и методы удаления Пробки в ушах являются распространенной проблемой у людей разных...

25 03 2024 17:41:58

Лечение, если на нервной почве чешется тело

Лечение, если на нервной почве чешется тело Лечение, если на нервной почве чешется тело Если сильно нервничать, обязательно ли появится нервная чесотка, и как ее распознать? Зуд кожи на фоне...

24 03 2024 0:35:15

Льняное масло утром натощак: как пить, польза и лечебные свойства

Льняное масло утром натощак: как пить, польза и лечебные свойства Польза и вред приема льняного масла натощак Не все знают о таком уникальном продукте,...

23 03 2024 16:41:31

Рак молочной железы

Рак молочной железы Рак молочной железы Рак молочной железы Рак молочной железы – злокачественное новообразование молочной железы. Локальные проявления: изменение формы...

22 03 2024 20:35:59

Особенности цветового показателя в крови

Особенности цветового показателя в крови Особенности цветового показателя в крови Особенности цветового показателя в крови Цветовой показатель предназначен для исследования гемоглобина в...

21 03 2024 19:21:37

Кетанов инструкция по применению таблетки от головной боли

Кетанов инструкция по применению таблетки от головной боли Помогает ли кетанов от головной боли? Кетанов — это таблетка номер один от головной боли или же...

20 03 2024 20:37:27

Еще:
здоровье и качество жизни -1 :: здоровье и качество жизни -2 :: здоровье и качество жизни -3 :: здоровье и качество жизни -4 ::