Семья, здоровье и благополучие    


Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Альманах педагога

Автор: Изотова Софья Альбертовна
Должность: учитель – ллогопед
Учебное заведение: МАДОУ «Золотой ключик»
Населённый пункт: г.Малая Вишера Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Дата публикации: 15.11.2018
Раздел: дошкольное образование

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она

является одной из важнейших задач образовательного учреждения и одним из

важных направлений логопедической работы.

Перед этой специальной отраслью логопедии стоят следующие задачи:

Предупреждение речевых нарушений – первичная профилактика.

Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы,

Социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, —

профилактикой, поэтому я хочу подробнее остановиться на них.

может начаться ещё до рождения ребёнка путём создания для бедующей

матери в период беременности максимально благоприятных условий. Также в

системе профилактических мер существенное значение имеет своевременное

генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения

развития тех или иных отклонений нервно – психическом и, в частности,

отягощённость какой либо патологии, с родителями проводят беседы, чтобы

профилактические меры позволят предупредить или ослабить вероятность

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

«Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Елисеева Галина Владимировна МКДОУ «Новоаннинский детский сад №4» Учитель-логопед Волгоградская область, город Новоаннинский

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению речевых нарушений у дошкольников. Важную роль играет совместная работа логопедов, воспитателей и родителей детских дошкольных учреждений не специального вида. Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика речевых нарушений до их возникновения.

Причиной возникновения у детей дефектов речи может являться неправильное речевое окружение и воспитание. Так как речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, членов семьи и др.) необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.

Многие родители в своей речи стремятся приноровиться к языку ребёнка и сознательно искажают слова – сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребёнком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т.д., что также не способствует формированию правильного звукопроизношения. Потому необходимо чтобы родители уделяли большое внимание своей речи.

В тоже время воспитатели детского сада должны руководствоваться процессом формирования у детей правильного звукопроизношения, начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, и внятной. В общей системе по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения. В начале учебного года проводиться обследование детей на предмет выявления речевых нарушений. После этого воспитателям массовых групп предлагаются рекомендации по улучшению работы речевого развития детей конкретно по каждой группе. Основная работа направлена на развитие:

  • слухового внимания и фонематического слуха детей,
  • правильного речевого дыхания,
  • мелкой моторики пальцев рук у детей,
  • подвижности артикуляционного аппарата.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха включает различные упражнения.

Игры на развитие слухового внимания

  • «Угадай, что звучит» Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными.
  • «Угадай, чей голос» Одному ребенку завязывают глаза (отворачивается), другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал
  • «Узнай музыкальный инструмент» Взрослый показывает как звучат музыкальные инструменты (бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем то же самое только за ширмой. Дети угадывают музыкальный инструмент.

Игры на развитие фонематического слуха

  • Узнать звучание барабана среди других музыкальных инструментов
  • Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают
  • Доскажи словечко — Зайку бросила хозяйка, под дождем остался… (зайка) и.т. д

Развитие правильного дыхания.

Важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с детьми (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:

  • дуть в дудочки, язычки;
  • дуть на лёгкие шарики, бумажные полоски; играть на детских духовых инструментах;
  • дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки:
  • надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

Например: игра «Футбол» сложить на столе из карандашей «ворота» и дуть на кусочек ваты целясь в «ворота».

«Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть).

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов (острые и хронические риниты, полипы носовой полости, аденоиды и т.д.). Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.

Развитие мелкой моторики

О пользе пальчиковой гимнастики наслышаны все. В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику:

  • игры с массажными мячами;
  • ловить намагниченных рыбок;
  • игры в пальчиковом бассейне (горох, фасоль, шарики из пенопласта);
  • выполнение пальчиковых игр в стихотворной форме;
  • игры с бусинами, мелкими камешками, крупой;
  • задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование;
  • обводка, штриховка, раскрашивание.

Мелкая моторика развивается в быту нисколько не хуже, но не время от времени, а постоянно: затачивать карандаш точилкой, включать и выключать свет, вытирать пыль, собирать ягоды, перебирать крупу, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться.

Развитие артикуляционной моторики

Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости.

Простые упражнения, которые я рекомендую выполнять дома с родителями:

  • максимально открывать и закрывать рот
  • растягивать губы в улыбочку
  • вытягивать губы трубочкой
  • «Язычок в домике» — вышел из домика, посмотрел вправо-влево, вверх-вниз снова спрятался в домик.
  • «Худышки-толстячки». Втягивать в себя щеки и надувать и т.д

На своих занятиях я использую комплекс упражнений для постановки звуков. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6-8 раз.

  • «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
  • «Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10 секунд.
  • «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперёд. Язык в таком положении удерживать 5 секунд.
  • «Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать 10 секунд.
  • «Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
  • «Качели»: рот открыт. Напряжённым кончиком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.
  • «Катушка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и упирается в глубь рта.
  • «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.
  • «Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба. Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой).
  • «Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать вглубь рта.
  • «Фокус»: рот приоткрыть, язык в форме «чашечки» высунуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на кончик носа.

Выполнение данного комплекса упражнений в течение 2-3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, работа над речевым дыханием помогает преодолеть нарушение звукопроизношения и не усугубить речевой дефект. Проводимые мероприятия, ответственное отношение педагогов к данному вопросу позволило сократить количество детей с нарушенным произношением и фонематическим слухом. Таким образом, профилактическая работа даёт положительные результаты синхронной работы трёх звеньев: логопед – воспитатели – родители.

Читать еще:  Нурофен таблетки

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии на тему

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №41 «Золотой петушок»

для воспитателей МДОУ

Тема: «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

учитель — логопед: Воскресенская М.О.

Тема:»Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

ЦЕЛЬ: Повысить профессиональную компетентность педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

1.Совершенствовать педагогическое сотрудничество учителя – логопеда и воспитателей МДОУ.

2.Создать совместными усилиями условия для своевременного развития речи детей.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Но в настоящее время возникает противоречие. С одной стороны, возрастают требования к речевому развитию ребенка. В новой, переработанной с учетом ФГОС, программе «От рождения до школы» раздел речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой; детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

С другой стороны, все чаще в детский сад приходят дети с задержкой речевого развития или с нарушением речевого развития. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Профилактика является одной из важнейших задач образовательного учреждения. Важную роль в данном процессе играет совместная работа воспитателей и родителей. Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста.

В каждой возрастной параллели свои профилактические задачи: ранний возраст (от 1 года до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность. В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, профилактическая работа с детьми раннего возраста должна быть приоритетной. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.

Основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста :

1. Формирование моторной сферы: восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, упражнения для развития общей моторики, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти. Развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.

2. Развитие высших психических функций: памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной), внимания (зрительного, слухового, двигательного), восприятия (зрительного, слухового). Мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций), умения действовать целенаправленно, творческих способностей, формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой). Обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

3. Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций (инструкций, вопросов, несложных текстов) ;

4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т. д.) ; фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем.

В возрасте 3-5 лет следует особое внимание уделить звукопроизносительной стороне речи дошкольников. Основные направления профилактической работы на данном этапе будут следующие:

• Формирование фонематического слуха

• Развитие артикуляционной моторики

• Развитие мелкой моторики

• Развитие речевого дыхания

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами.

Работа по развитию фонематического слуха проводится в два этапа:

• Развитие слухового внимания:

Узнавание неречевых звуков — игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки;

Игры, направленные на восприятие ритма;

• Развитие фонематического восприятия:

Различение по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игра «Три медведя».

Различение близких по звуковому составу слов (танки — санки, бочка — дочка, тапки — шапки).

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения.

С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения.

Упр. Блинчик / Лопаточка: Открываем рот, широкий расслабленный язык кладем на нижнюю губу. Удерживаем «лопатку» под счет до 5. В норме язычок должен лежать спокойно, без подергиваний и не отклоняться в сторону. Выполнять 5-6 раз. Если ребенок не может расслабить язычок, то сначала выполняют упражнение «Замесим тесто», которое поможет расслабить мышцы язычка.

Упр. Лошадка: Улыбаемся, открываем рот. Необходимо пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Упр. Вкусное варенье: Рот открываем, широким языком обхватываем верхнюю губу и «слизываем» воображаемое варенье вглубь рта. Производим движения язычком не из стороны в сторону (1 вариант), а вперед-назад (2 вариант). Выполнять 6-8 раз.

В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую.

Упр. Хоботок — Заборчик: Сначала губы вытяните вперед трубочкой, затем растяните в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую позу удерживать 3 секунды. Движение повторить 5—10 раз .

Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны, проводится систематически. Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на манке, штриховки, шнуровки и многое другое способствует развитию мелкой моторики рук.

Дыхание в процессе речи, отличается от обычного дыхания, более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.

Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:

Ослабленный вдох и выдох, как следствие — тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз;

нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз;

произнесение фраз на вдохе — к судорожной, нечеткой речи;

неравномерный выдох — речь то громкая, то тихая.

Нарушение речевого дыхания может быть как следствие:

• общей физической ослабленности.

Упражнения на выработку длительного плавного речевого выдоха необходимо проводить систематически, следить, чтобы ребенок дул не в щеки. 1-2 минуты.

Упр. «Фокус»: Рот приоткрываем, губы держим в улыбке. На нос кладем кусочек ватки и пытаемся его сдуть. Язычок в форме «чашечки» поднимаем к верхней губе таким образом, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка был желобок. Дуем через желобок и сдуваем ватку с носа. Если не получается, можно слегка придержать язык.

Упр. «Загони мяч в ворота»: Вытягиваем губы вперед трубочкой. Длительно дуем на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко.

Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это время необходимо уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом.

Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь:

1. «Эхо» Повторите какой-либо звук несколько раз. Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог (ла-ла-ла), потопать ногой и т.д. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам.

2. «Телефон» Ведущий загадывает слово и шепчет его перому игроку так, чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать. Второй передает слово шепотом третьему и так далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что улышал. Если слово названо неправильно, то ведущий, опрашивая, выясняет, кто «испортил телефон». Ведущим становится последний игрок, а все остальные «сдвигаются» по скамейке. Бывший ведущий садится на место первого игрока.

3. Произнесение стихотворений с изменением силы голоса.

Тихий голос — игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием или договариванием междометий.

«Идите с нами играть». Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.

Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

Читать еще:  Обзор реабилитационных центров

Вывод: систематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

Немаловажную роль в профилактике речевых нарушений играет работа с родителями. Она включает в себя:

Ознакомление с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение литературы).

Если к концу средней группы, после проведенной вами профилактической работы, в группе остались дети с нарушением произношения или другими речевыми нарушениями необходимо порекомендовать родителям обратиться за консультацией к логопеду.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа.
Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений: преодоление имеющихся нарушений речи у детей, предупреждение возможных вторичных нарушений речи, профилактика речевых нарушений до их возникновения, совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, параллельная коррекция и развитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, логическое мышление.
Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Каковы же причины возникновения речевых нарушений ?

1) ухудшение экологической обстановки;
2) увеличение числа патологий беременности;
3) увеличение количества родовых травм;
4) ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
5) различные социальные причины.

Хочется отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети часто слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко не литературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения.
Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут сказаться на ряде вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержку формирования навыков слогового и звуко-буквенного анализа слов, нарушение грамматического строя речи, снижение словарного запаса. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.
В детском саду широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры — для развития мелкой моторики пальцев рук.
Уточнение артикуляции и произношения звука очень важно в процессе работы по развитию речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения.
Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции. В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду знакомство детей со звуками речи происходит в определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления детской речи при нормальном речевом развитии. В связи с этим очень важно предварять ознакомление детей со звуками речи выполнением артикуляционных тренировочных упражнений, которые способствуют формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. Для достижения желаемого результата необходимо выполнять соответствующий комплекс артикуляционной гимнастики в группе.
Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.
Особого внимания в смысле профилактики речевых нарушений требует период беременности. Большая забота об обеспечении нормального протекания этого ответственейшего периода в жизни женщины появляется у нас в общегосударственном масштабе — через сеть женских консультаций, где с будущими мамами планомерно проводится разъяснительно-профилактическая работа. Однако очень многое зависит и непосредственно от самой женщины, от соблюдения ею необходимых мер личной предосторожности.
Очень отрицательно сказываются на будущем ребёнке и возникающие в семье разного рода стрессовые ситуации. Поэтому все члены семьи должны хорошо понимать важность момента и необходимость создания в доме возможно более спокойной обстановки.
После рождения ребёнка следует очень внимательно наблюдать за протеканием его раннего развития, отмечая любое отставание в этом развитии или отклонение от его нормального хода. Так, если ребёнок в положенное время не начинает держать головку или самостоятельно садиться, если у него задерживается начало ходьбы или появление первых слов и фразовой речи, то причины этих отставаний необходимо своевременно выяснить у специалистов и безотлагательно принимать рекомендуемые ими меры по выравниванию положения. В этом отношении обычно действует такое общее правило: чем меньше по времени продолжается отставание от нормы, тем легче его преодолеть.

Что касается профилактики непосредственно речевых нарушений в раннем возрасте, то она складывается в основном из таких двух моментов :

1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребёнка и сохранности его речевых органов;

— предупреждение ушибов головы;
— предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.) ;
— охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное «долечивание» ушных заболеваний;
— охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:
— предупреждение и лечение рахита и возможного появления костных аномалий речевого аппарата;
— исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрестного прикуса) ;
— раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов) ;
— своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба, если они имеются у ребёнка;
— своевременное подрезание короткой уздечки языка ( не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильной артикуляции которых мешает короткая уздечка) ;
— охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженна речь и т.п.) ;
— охрана нервной системы ребёнка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребёнку во время любой болезни и в течение некоторого времени после её окончания) – этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.

2. Забота о правильном речевом развитии ребёнка должна выражаться в следующем:

— обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребёнка людей) ;
— поощрение лепета ребёнка мимикой радости;
— воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребёнком начиная с первых дней его жизни;
— медленно и чёткое произнесение взрослыми простых слов, связанных с конкретной для ребёнка жизненной ситуацией, а так же отчётливое называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребёнку постепенно «приступить» к овладению речью;
— отчётливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;
— приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;
-систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова», и тем более с одного только жеста или взгляда) ;
— необходимо организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого обращения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.;
-полное исключение случаев «сюсюканья» с ребёнком, лишающего его правильного образца для подражания;
-занятие ритмикой, музыкой и пением: последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;
-развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.

Читать еще:  Таблетки от мигрени — список эффективных препаратов

Таким образом, педагогический коллектив детского сада и родители должны следить за речью ребенка, развивать у него мелкую моторику, слуховую память и другие психические процессы, связанные с речью, а также сами говорить правильно и красиво.

Консультация для педагогов «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Консультация для педагогов:

«Профилактика речевых нарушений у детей

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей групп общеразвивающей направленности.

Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается как некие действия, направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии не рассматриваются другие направления работы логопеда.

Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Каковы же причины возникновения речевых нарушений?

Среди последних можно выделить:

ухудшение экологической обстановки;

особенности нашего региона;

увеличение числа патологий беременности;

увеличение количества родовых травм;

ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

различные социальные причины.

Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но далеко и нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеодисков.

Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажение). При таком положении вещей маленький ребенок не в состояний воспринимать языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятия речевых звуках. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержку формирования навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.

Вы уже знаете, что речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая работа в формировании правильной речи принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи. Основными компонентами звуковой культуры речи являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем).

Работа воспитателя по формированию звуковой стороны речи включает в себя несколько этапов:

этап появления звука;

этап усвоения и автоматизации звука (правильное произношение звука в связной речи)

Хотелось бы отдельно остановиться на двух первых этапах речевой работы. Они включают в себя:

развитие слухового внимания детей;

развитие мелкой моторики рук у детей;

развитие подвижности артикуляционного аппарата;

уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию.

Зачастую данному этапу работы не уделяется достаточно времени. В результате такой поспешности дети оказываются неподготовленными к последовательной целенаправленной речевой работе, что может послужить толчком к появлению дефектов речевого развития.

В детском саду широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Это хорошо. Но при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у них слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых поз, воспроизведение заданного темпа в движениях. В чем же причина таких нарушений? Подробно не останавливаясь на анатомических и физиологических аспектах, рассмотрим педагогические причины. Дети при проведении пальчиковых игр коллективно выполняют движения неточно, не осознают отдельные положения пальцев, отвлекающим моментом является и речевое сопровождение игры. В связи с этим представляется целесообразным наряду с использованием пальчиковых игр, ежедневное проведение пальчиковой гимнастики с детьми, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определенном порядке и темпе поз и движений для пальцев рук. Это позволит более комплексно проводить работу по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей.

Уточнение артикуляции и произношения звука очень важно в процессе работы по развитию речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения. Зачастую данный вид речевой деятельности проводится коллективно в виде заучивания и проговаривания стихотворений и речевок, насыщенных соответствующим звуком или включающих в себя звукоподражание. Такая форма действительно эффективна, если звук появляется у ребенка спонтанно и уже достаточно автоматизирован в самостоятельной речи. Если же данный звук еще не сформирован, или процесс автоматизации не завершен, то происходит фиксация дефектного звука в речи ребенка, что в дальнейшем потребует кропотливой коррекционной работы. Исходя из этого, целесообразнее совмещать работу по уточнению положения органов артикуляционного аппарата при данном звуке с проговариванием речевок. При этом проговаривание воспитателя должно быть четким, с хорошей артикуляцией наиболее значимых моментов, желательно в умеренном темпе.

Уточнение положения органов артикуляции при произнесении отдельных звуков представляется невозможным без предварительной работы по развитию артикуляционной моторики у детей. Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции. В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду знакомство детей со звуками речи происходит в определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления речи при нормальном речевом развитии. В связи с этим очень важно ознакомление детей со звуками речи с выполнением артикуляционных тренировочных упражнений, которые способствуют формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. Для достижения желаемого результата необходимо выполнять соответствующий комплекс артикуляционной гимнастики в группе.

Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

В этой связи одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника и т.д.) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи.

В заключение хочется перефразировать слова юного волшебника:

«Воспитатели — не волшебники. Но их мастерство и умения творят чудеса». И так хочется, чтобы их усилия и старания не пропали даром. А воспитанники блистали не только умом и талантом, но и красноречием .


Возможна ли передозировка валерианой в таблетках?

Возможна ли передозировка валерианой в таблетках? Возможна ли передозировка валерианой в таблетках? Передозировка таблетками валерьянки может произойти,...

02 05 2024 13:44:29

Гликемический анализ крови (профиль) на сахар

Гликемический анализ крови (профиль) на сахар Как сдавать гликемический профиль нормальные показатели Сахарный диабет – часто встречающаяся и довольно...

01 05 2024 2:32:34

Стадии развития атеросклероза

Стадии развития атеросклероза Стадии развития атеросклероза сосудов Атеросклероз – известная хроническая сосудистая болезнь. При этом заболевании в...

30 04 2024 22:16:39

МРТ надпочечников

МРТ надпочечников МРТ надпочечников МРТ надпочечников Надпочечники – небольшие, но очень важные парные железы, которые, исходя из названия, расположены над почками и играют...

29 04 2024 3:42:48

Чем отличается СПИД от ВИЧ-инфекции?

Чем отличается СПИД от ВИЧ-инфекции? Чем отличается СПИД от ВИЧ-инфекции? Чем отличается ВИЧ от СПИДа? Оба слова вызывают у обывателей одни и те же ассоциации, но ВИЧ-инфекция и СПИД - это не...

28 04 2024 21:33:44

Судокрем. Инструкция по применению, цена, аналоги

Судокрем. Инструкция по применению, цена, аналоги Судокрем. Инструкция по применению, цена, аналоги Состав Судокрема В 100 г. крема содержится 15,25 г. оксида цинка, 4 г. ланолина, спирта бензилового –...

27 04 2024 5:14:18

Шиповник при панкреатите: можно ли пить отвары и настои

Шиповник при панкреатите: можно ли пить отвары и настои Как принимать шиповник при панкреатите — до или после еды, в термосе и отзывы Шиповник при...

26 04 2024 15:44:53

Основы ухода: как поменять подгузник взрослому лежачему человеку?

Основы ухода: как поменять подгузник взрослому лежачему человеку? Основы ухода: как поменять подгузник взрослому лежачему человеку? Как менять памперсы для взрослых: инструкция для неопытных Когда говорят слово...

25 04 2024 21:56:27

Что делать, если появился варикозный дерматит?

Что делать, если появился варикозный дерматит? Что делать, если появился варикозный дерматит? Кожные проявления варикоза: дерматит Варикозный (венозный) дерматит – это комплекс кожных изменений (от...

24 04 2024 1:45:24

Опухоли поджелудочной железы: симптомы, лечение, прогноз

Опухоли поджелудочной железы: симптомы, лечение, прогноз Опухоли поджелудочной железы: симптомы, лечение, прогноз Рак поджелудочной железы: причины, симптомы, стадии развития, лечение и прогноз процента...

23 04 2024 13:48:50

Амурский областной перинатальный центр

Амурский областной перинатальный центр Амурский областной перинатальный центр регистратура(с 7:30 до 15:30) Отделение вспомогательных репродуктивных...

22 04 2024 19:35:25

Саке

Саке Саке – это алкогольный напиток японцев, который приобрел широкую известность во всём мире. Как большое количество других продуктов питания в Японии,...

21 04 2024 0:12:17

Интимная жизнь на ранних сроках беременности

Интимная жизнь на ранних сроках беременности Все о половой жизни в первом триместре Сексуальная жизнь очень важна для супругов, и отказаться от нее на все...

20 04 2024 3:43:18

Пирацетам при депрессии

Пирацетам при депрессии Пирацетам при депрессии Пирацетам - инструкция по применению, отзывы, аналоги и формы выпуска (таблетки и капсулы 200 мг и 400 мг, инъекции (уколы в...

19 04 2024 22:10:56

Боль внизу живота

Боль внизу живота Боли в животе у женщин: что делать и куда обращаться? Причины боли в животе у женщин Боли внизу живота (справа, слева, по центру) у...

18 04 2024 5:51:55

Значение имени Тереза, история и судьба

Значение имени Тереза, история и судьба Значение имени Тереза В этой статье вы найдете сведения о значении имени Тереза, его происхождении, истории,...

17 04 2024 14:34:52

Для чего нужен магний в организме? Признаки дефицита и как его восполнить?

Для чего нужен магний в организме? Признаки дефицита и как его восполнить? Для чего нужен магний в организме? Признаки дефицита и как его восполнить? Нехватка магния в организме: симптомы, причины, как восполнить 80% людей имеют...

16 04 2024 21:12:10

10 продуктов и блюд, которые нужно попробовать в Хорватии

10 продуктов и блюд, которые нужно попробовать в Хорватии 15 блюд, которые стоит попробовать в Хорватии Хорватия – рай для гурманов. Макаронные изделия...

15 04 2024 5:31:37

Дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий что это такое

Дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий что это такое Дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий Диагностирование различных патологий сосудов...

14 04 2024 5:30:41

Релаксил

Релаксил В 1 капсуле сухого экстракта валерианы 0,125г, сухого экстракта мяты 0,025г, сухого экстракта мелиссы 0,025. Форма выпуска Твердые капсулы № 20....

13 04 2024 10:36:42

Ирумед: инструкция по применению препарата при гипертонии

Ирумед: инструкция по применению препарата при гипертонии Ирумед: инструкция по применению препарата при гипертонии При лечении артериальной гипертензии...

12 04 2024 5:51:59

Польза и значение гидроаминокислоты треонин для человеческого организма

Польза и значение гидроаминокислоты треонин для человеческого организма Треонин: свойства, источники, применение в спорте Современная мода на ЗОЖ диктует...

11 04 2024 11:55:58

ГУЗ "Городской Родильный Дом"

ГУЗ "Городской Родильный Дом" Добро пожаловать! Мы предоставляем высококвалифицированную медицинскую помощь беременным, роженицам, новорожденным и...

10 04 2024 18:27:22

Чем прокапать алкоголика в домашних условиях

Чем прокапать алкоголика в домашних условиях Чем прокапать алкоголика в домашних условиях Какие капельницы можно поставить при алкогольной интоксикации на дому для лечения похмелья? Употребление...

09 04 2024 4:31:15

Лечение остроконечных кондилом у мужчин

Лечение остроконечных кондилом у мужчин Кондиломы у мужчин - причины, симптомы и диагностика, медикаментозное лечение и способы удаления Вирус папилломы...

08 04 2024 13:16:10

Болит ухо и горло с одной стороны: причины и лечение 51597 0 15.06.2017

Болит ухо и горло с одной стороны: причины и лечение 51597 0 15.06.2017 При глотании отдает в ухо с одной стороны без температуры – причины В большинстве...

07 04 2024 5:28:54

Аппарат Дарсонваля: полезные токи для лица

Аппарат Дарсонваля: полезные токи для лица Аппарат Дарсонваля: полезные токи для лица Дарсонваль для лица принцип применения аппарата и результаты до и после лечения Краткое содержание статьи:...

06 04 2024 23:24:23

Красная химия при раке молочной железы что это такое

Красная химия при раке молочной железы что это такое Красная химия при раке молочной железы что это такое Как переносится красная химиотерапия при раке молочной железы Красная химиотерапия при лечении рака...

05 04 2024 19:17:18

Гемангиома - симптомы у взрослых, лечение, фото

Гемангиома - симптомы у взрослых, лечение, фото Как выглядит гемангиома у взрослых фото – 62 шт. Как выглядит. Ограниченная опухоль красного цвета с...

04 04 2024 10:51:53

Слово Калач

Слово Калач Толковый словарь Ожегова КАЛАЧ, -а, м. Пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой. Калачом не заманишь кого-н. куда-н. (не заманишь...

03 04 2024 14:10:20

Оротовая кислота, или витамин B13

Оротовая кислота, или витамин B13 Витамин B13 (Оротовая кислота, урацилкарбоновая кислота) Общая характеристика витамина В13 (Оротовой кислоты,...

02 04 2024 23:43:35

Боль в груди при бронхите

Боль в груди при бронхите Боль в груди при бронхите – симптом перехода болезни в тяжелую форму Боль в грудной клетке является естественным симптомом,...

01 04 2024 11:40:37

Можно ли при панкреатите есть чернослив?

Можно ли при панкреатите есть чернослив? Можно ли при панкреатите есть чернослив? Введение чернослива в рацион при панкреатите Заболевания поджелудочной железы, так или иначе, приводят к тому,...

31 03 2024 12:22:29

Невынашивание беременности на ранних и поздних сроках — диагностика, тактика ведения гестационного периода

Невынашивание беременности на ранних и поздних сроках — диагностика, тактика ведения гестационного периода Клинические протоколы. Выкидыш в ранние сроки...

30 03 2024 14:48:51

Из чего состоят пястно-фаланговый и плюснефаланговый суставы: изучаем анатомию

Из чего состоят пястно-фаланговый и плюснефаланговый суставы: изучаем анатомию Из чего состоят пястно-фаланговый и плюснефаланговый суставы: изучаем...

29 03 2024 20:51:42

Пивные дрожжи с серой: область применения, польза для здоровья, мнения

Пивные дрожжи с серой: область применения, польза для здоровья, мнения Пивные дрожжи с серой: область применения, польза для здоровья, мнения Состав и...

28 03 2024 12:21:20

Мексиприм инструкция по применению, противопоказания, побочные эффекты, отзывы

Мексиприм инструкция по применению, противопоказания, побочные эффекты, отзывы Мексиприм – помощь неврологическим больным Мексиприм – препарат из группы...

27 03 2024 7:21:20

Доктор Комаровский о симптомах и лечении лямблий у детей

Доктор Комаровский о симптомах и лечении лямблий у детей Лямблиоз достал всерьез! Если по ночам вам не дает спокойно спать бумажка с гордым названием...

26 03 2024 4:26:18

Бура с глицерином при молочнице отзывы

Бура с глицерином при молочнице отзывы klein сказал(-а): 06.10.2005 02:26 Молочница Aster сказал(-а): 06.10.2005 02:53 С молочницей я справилась одним...

25 03 2024 18:29:43

Антигриппин при беременности

Антигриппин при беременности Антигриппин во время беременности Конечно же, в период беременности лучше не болеть. Но редко случается так, чтобы женщина...

24 03 2024 3:57:46

Гипокалорийная диета

Гипокалорийная диета Гипокалорийная диета: правила и рацион питания Один из долгих, но результативных методов борьбы с лишним весом – диета с низким...

23 03 2024 10:27:47

Гликодин - официальная инструкция по применению

Гликодин - официальная инструкция по применению Гликодин (Glycodin) Действующее вещество: Содержание Фармакологическая группа Нозологическая классификация...

22 03 2024 21:15:57

Очищение крови: обзор медицинских и домашних методов

Очищение крови: обзор медицинских и домашних методов Что такое чистка крови: как происходит и зачем нужна Очистка крови – это комплекс специальных...

21 03 2024 1:23:28

Прививка от гриппа Ультрикс: отзывы врачей и родителей

Прививка от гриппа Ультрикс: отзывы врачей и родителей Отзывы о препарате Ультрикс Раствор для внутримышечного введения, Санкт-Петербургский НИИВС и...

20 03 2024 17:58:53

Увеличение лимфоузлов: причины и лечение

Увеличение лимфоузлов: причины и лечение Увеличенные лимфоузлы - причины и возможные патологии Уплотнение и увеличение лимфатических узлов обычно...

19 03 2024 6:30:48

Модные брюки для беременных 2018

Модные брюки для беременных 2018 Одежда для беременных 2018 Одежда для беременных 2018 Женщины и девушки планеты Земля всегда обнаруживали в своих...

18 03 2024 1:21:30

Тромбоциты понижены у ребенка

Тромбоциты понижены у ребенка Тромбоциты понижены у ребенка Низкий уровень тромбоцитов у ребенка Это элементы крови, от которых зависит процесс ее свертывания. Если содержание...

17 03 2024 19:19:29

Хламидия трахоматис у женщин при беременности: симптомы, лечение

Хламидия трахоматис у женщин при беременности: симптомы, лечение Чем опасно заболевание хламидия трахоматис у женщин при беременности Хламидия трахоматис...

16 03 2024 11:59:23

Поликистоз яичников: возможна ли беременность?

Поликистоз яичников: возможна ли беременность? Можно ли забеременеть при поликистозе яичников? На сегодняшний день с диагнозом «поликистоз яичников»...

15 03 2024 7:36:55

Что такое экзема в ушах и как её лечить

Что такое экзема в ушах и как её лечить Что такое экзема в ушах и как её лечить Экзема в ушах – воспалительное заболевание, сопровождающееся мокнущими...

14 03 2024 0:56:10

Еще:
здоровье и качество жизни -1 :: здоровье и качество жизни -2 :: здоровье и качество жизни -3 :: здоровье и качество жизни -4 ::